Подъём экономики и «иностранные агенты» в рядах НКО
Появились предсказания, что экономика России не сможет расти больше, чем на 2% в год в течение ещё 10 лет.
Иван Чакаров из «Ренессанс капитал» предполагает, что наряду с другими факторами, «сказывается «ловушка среднего дохода». Это примерно S16.000 этой величины подушевого дохода сейчас достигла Россия». Приводятся примеры ряда стран, которые уже раньше попали в такое положение. Объяснение кажется мистическим, если не искать каких-то более рациональных вариантов. Например, что просто факторы, способствующие росту, исчерпали свою силу и теперь, если хотите расти, надо приводить в действие другие.
Наверное, можно найти примеры стран, которые допускали снижение ВВП в силу ошибок в политике. При этом «ловушка среднего дохода» не выявляется. А жаль!
Я лично не вижу особого смысла в идее «ловушки среднего дохода», но полагаю, что наша страна в текущем периоде может столкнуться с длительным падением темпов роста и даже рецессией, поскольку те факторы, которые обеспечивали рост ВВП России в нулевые годы, оказались исчерпаны, а новые – ещё нужно запустить. И при этом есть опасность того, что неосторожные действия могут вызвать обратные результаты, например, увеличить отток капитала, вызвать отказ иностранных инвесторов от реализации проектов в России.
Возьму пример, который, казалось бы, не имеет прямого отношения к экономике. Это закон об «иностранных агентах», предложенный депутатом Госдумы А. Сидякиным по свежим следам событий «6 мая» на Болотной площади. Речь идёт о том, что некоммерческие организации, такие, скажем, как «Мемориал», если они получают финансирование из иностранных источников и занимаются деятельностью, которую компетентные государственные органы считают политической, обязаны регистрироваться как иностранные агенты. Объяснениям со стороны государства помогает американский закон, также требующий подобной регистрации. Но с одним уточнением: этот закон предполагает установление связи между иностранным финансированием и лоббистской деятельностью организации, получившей деньги. У нас этого не требуется. Во всяком случае, мировая судья Е. Семенченок, которая в апреле 2013-го года на основании нового закона вынесла решение о признании ассоциации избирателей «Голос» иностранным агентом, что наш закон полагает достаточным наличие самих фактов финансирования и деятельности, которая трактуется как политическая. Например, контроль за фальсификациями выборов. Позднее на тех же основаниях «иностранным агентом» решили считать «Левада-центр» – известнейшее социологическое учреждение.
Замечу, что закон Сидякина был принят Думой 13 июля 2012 года, а Советом Федерации – 18 июля, через 2,5 месяца после майских событий, которые, по мнению большинства участников, были прямо или косвенно спровоцированы силовыми структурами.
Напрашивается предположение, что со стороны власти было намерение максимально быстро сбить волну протестных митингов и шествий, продолжавшихся уже полгода после декабрьских (2011 г.) парламентских выборов, восстановить обстановку в обществе, которая была ещё летом 2011-го года. Торопливость привела к небрежностям, характер которых проявился уже к лету 2013-го года.
Не исключаю, что со стороны радикальной оппозиции, которая чувствовала затухание массовых протестных выступлений за честные выборы и, возможно, хотела их как-то подогреть, тоже были какие-то действия, вызывавшие ответные действия силовых структур. Но если 6 мая 2012-го года имели место подобного рода столкновения, то они и властям, и оппозиции должны были дать повод задуматься о диалоге, преследовавшем интересы общества, способствовавшем не обострению противоречий, а расширению поля национального консенсуса.
К сожалению, этого не произошло. Более того, власть, как мне кажется, пытается одержать полную победу. В том числе по сути сделать невозможной деятельность НКО не только политического, что тоже соответствует Конституции, но и гражданского свойства.
Если это так, то стоит напомнить слова Талейрана: это хуже, чем преступление, это – ошибка!
Но дело даже не в этом. Зададимся вопросом: подобные события будут способствовать подъёму российской экономики?
Боюсь, что нет. Конечно, бизнес не руководствуется в своей деятельности только гражданскими или моральными критериями. Он не против дружить с любой властью, если она даёт заработать. И всё же, и всё же… Сейчас обстановка иная, чем в 2003-ем году.