Миланская неделя дизайна прошла под знаком 4 F: “Furniture, Fashion, Food и Ferrari”
В середине апреля в Милане прошла традиционная Неделя дизайна. С каждым годом это событие расширяет привычные рамки самого понятия "дизайн"
Еще несколько лет назад здесь главным образом представляли новейшие разработки в области прикладного дизайна. Теперь же значительное число участников выступило с инсталляциями и перформансами, находящимися на грани дизайна, искусства и современных высоких технологий. На несколько дней практически весь город превратился в одну большую презентационную площадку. Наибольшее количество выставок, инсталляций и тематических показов было сконцентрировано в кварталах Tortona и Brera, Spazio Ventura и Lambrate.
Утилитарный подход к бытовому дизайну - предметам интерьера, бытовой техники, мебели, сантехники и текстиля - исчерпывающе был представлен в выставочном комплексе Rho Pero, который, по подсчетам организаторов, посетило более 300 тысяч человек из 160 стран мира. Напротив, Миланский государственный университет стал центром нонконформистских дизайнерских концепций, воплощенных в гибридных инсталляциях в рамках выставки с говорящим названием "Hybrid Architecture & Design". Точную статистику посещений данного мероприятия организаторы не указали, однако все дни дворики Университета были до отказа заполнены посетителями, преимущественно, молодежью.
На этой площадке были представлены сразу два проекта, так или иначе связанные с нашей страной. У входа в большой внутренний двор расположилась инсталляция студии SPEECH Tchoban/Kuznetsov архитектора Сергея Чобана "Золотая река", представляющая собой две симметричные, стремящиеся друг к другу золотые волны, инкрустированные золотой мозаикой и цветным венецианским стеклом.
Еще одна инсталляция "House of Senses" известного французского автора Кристофа Пиле разместилась в малом дворике Университета. Она была создана из окрашенного в черный цвет натурального дерева, а плоскую прямоугольную крышу покрывала живая растительность. Три ее внутренние стены представляли собой экраны, на которых проектировались синхронизированные видеоизображения, представляющие мир чувств человека. Пол и потолок изготовлены из специального материала, позволяющего отражать проектируемые изображения на пол. Эта работа была представлена сопродюсером выставки "Hybrid Architecture & Design" - фондом BE OPEN, учрежденным Еленой Батуриной, которая в настоящий момент активно занимается международным дизайном.
Внимание итальянской прессы привлек и тот факт, что фонд Батуриной планирует запустить сеть концептуальных ресторанов высокой кухни по всему миру. И в Милане, в шоу-руме легендарного производителя мебели "Moroso", фондом был организован "Театр еды". Здесь самый молодой в мире шеф-повар, получивший 3 звезды Мишлен, Массимилиано Алаймо и датский кулинарный дуэт "I’m a Kombo" на фоне креативной мебели и драпировок итальянского дизайнера Патрисии Уркиолы угощали посетителей авторскими коктейлями в бокалах из ткани и оригинальными закусками. Кроме "Театра еды", в число наиболее ярких интерактивных перформансов итальянские журналисты включили коктейль от LauraUrbinati под названием "Сто подушек для ста стульев"; презентацию коллекции всплывающих окон и банеров от Manuel Barbieri для обувного магазина Vic Matiè; открытие "Капсульной коллекции" от радио Pure; открытие выставки концептуальных тканей в шоуруме Hermès; коктейльную вечеринку "Взгляд посторонних" от Michele deLucchi в шоуруме Safilo; презентацию выставки от Vhernier "Зерна в зеркале" и образовательные мастер-классы "Дизайн в музыке", организованные Tortona Area Lab.
В числе новинок в сфере предметов роскоши от ведущих мировых дизайнеров следует упомянуть предметы из новых лимитированных коллекций: круглый обеденный стол Giove от Armani, покрытый натуральным ониксом с ножками из антикварного дуба; стул Donatella от дома Versace из позолоченной кожи, контрастирующей с черной стеганой обивкой в центре; цветные вазы Icon в виде цилиндров от Kenzo; лампы Glassdrop от Diesel, в выключенном состоянии превращающиеся в зеркальные поверхности, и, наконец, "Skies and Beyond" от Bottega Veneta – коллекцию стильных кожаных коробочек для украшений, созданных художником Нэнси Лоренц.
Если же абстрагироваться от предметов роскоши и вернуться к более доступным вещам, то в этом году на Миланской неделе дизайна практически во всех представленных работах – от прикладных (в Rho Pero) до концептуальных (в Миланском университете), прослеживалась одна общая тенденция – обращение к экологичным материалам, в том числе, созданным в результате вторичной переработки сырья. А также – видимо, в ответ на нынешний кризис идеологии общества потребления – прослеживался возврат к высококачественным изделиям, созданным в результате синтеза дизайна, искусства и современных технологий, к предметам, не подвластным капризам моды, на основе прочных, долговечных конструкций, способных органично вписаться в существующее окружение.
Красной нитью в выступлениях итальянских дизайнеров, критиков и чиновников на различных публичных мероприятиях проходила идея выхода из кризиса путем возвращения к собственным корням. Многие убеждены, что гордость за свое историческое дизайнерское наследие, объединяемое знаком 4 F (“Furniture, Fashion, Food и Ferrari”), может дать превосходные результаты и стать стимулом для развития отрасли. “В любое время рынок для компаний тяжелый, он обязывает нас исследовать наши собственные ценности, рецепты, из которых состоит наш город, а также прошлые успехи страны, которые сделали нас конкурентоспособными в золотые времена», – подчеркнула советник мэрии Милана по вопросам моды и дизайна Кристина Тажани.
По материалам издания РБК Стиль