Неброский, но деловой человек пообщался с народом
Владимир Путин объяснил согражданам, почему их ждет светлое будущее и кто может этому помешать
Еще до начала прямой линии со страной в адрес премьера Владимира Путина поступило больше миллиона вопросов. К ним добавилось еще столько же – во время сеанса связи. Общение главы правительства с гражданами продолжалось беспрецедентно долго – более четырех часов. Доминировали в разговоре сюжеты социально-экономические. Однако Путин охотно прошелся и по самым горячим точкам современной российской политики. Лейтмотив выступления Путина: в стране много проблем, но все они решаемы. Помня, что лучше всего запоминается последняя фраза, лидер «Единой России» закончил выступление оптимистической фразой, пообещав гражданам «ускоренное развитие экономики и социальной сферы».
Ярче всего предвыборный формат общения Путина с народом проявился в тираде, посвященной выборам. Как будто бы региональным, а по сути – совсем другим кампаниям. Премьер призвал местные власти брать пример с федеральной и общаться с избирателями в таких же форматах. Путин говорил не столько как руководитель партии власти, но как лидер нации: «Когда идем к избирательным урнам, мы должны подумать о том, кого мы избираем. И прежде всего это касается муниципальных органов управления, где лежат проблемы, связанные с ЖКХ, здравоохранением и школьным образованием. Мы должны подумать, кого мы избираем – не просто краснобая какого-то, который обещает райские кущи, а людей, может быть, не очень броских, но деловых».
Впрочем, начал прямую линию Путин с главной темы, которую накануне вечером проанонсировал его пресс-секретарь Дмитрий Песков: с оценки событий на Манежной площади и беспорядков, случившихся накануне. Он объяснил, что не убийство одного из болельщиков «Спартака» спровоцировало печальные события, а то, что «власть соответствующим образом не отреагировала». «Как же получилось так, что людей, которые причастны к убийству, отпустили?» – именно этот вопрос, понимал Путин, в эти дни чаще всего задавали себе люди.
Однако, заметил премьер, «это не дает права никому, в свою очередь, нарушать закон»: «Власть должна и будет жестко реагировать на проявления подобного рода». В ходе прямой линии Путин еще несколько раз вернется к этой теме, варьируя на разные лады, в зависимости от формы вопросов, свои высказывания. Обещание премьера разобраться с «радикалами» иногда сопровождалось его личными воспоминаниями о том, как он сам принимал участие в подобных разбирательствах. Здесь очень кстати оказался рассказ Путина о посещении Гусь-Хрустального: «Собственно говоря, с этого началось расследование всех безобразий, которые творились в этом городе». Именно по просьбе премьера «Генпрокуратура и другие органы правопорядка занялись этим вплотную».
И вот здесь он сказал главное, ради чего вспомнил все последние уголовные скандалы: «Что касается ужасной ситуации в Кущевской, да и в Гусь-Хрустальном, то здесь дело не только в органах внутренних дел, дело в том, что все органы власти оказались несостоятельными... А где прокуратура, ФСБ, ФСКН, суды?.. Я считаю, что это провал всей системы правоохранения. А местные, региональные органы власти где были, они что, ничего не видели?.. Это еще один сигнал, чтобы общество встряхнулось и власть сама встряхнулась на всех уровнях, в том числе на федеральном, и повнимательнее посмотрели, что у нас происходит в регионах».
Разгул преступности, на взгляд Путина, еще раз подтвердил правильность отказа от прямых выборов губернаторов: «К сожалению, в наших условиях, в условиях пока еще недостаточно эффективного гражданского общества при так называемых прямых выборах за спиной почти каждого кандидата вставал криминал. И своими неучтенными черными деньгами пытался, а подчас и достаточно эффективно влиял на ход предвыборной кампании и на ее результаты». К сожалению, посетовал премьер, на прямых выборах руководителей муниципалитетов «влияние криминала продолжается»: «Нужно внимательно относиться к этим процессам».
По мнению члена научного совета Московского центра Карнеги Марии Липман, премьер своим выступлением послал умиротворенческий сигнал обществу: «Это подыгрывание электорату, который голосует за статус-кво, не самому образованному, не самому предприимчивому, максимально зависимому от государства и гособеспечения. Тому электорату, который считает, что дела у нас идут, может, и неважно по самым разным направлениям, но зато у нас настоящий правитель у руля. На это и рассчитано все это мероприятие. Не обошел вниманием Путин и процесс по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Причем несколько раз обращался к этой теме, иногда даже не называя фигурантов дела ЮКОСа. Премьер заявил, что вина Ходорковского доказана, и напомнил сакраментальное: «Вор должен сидеть в тюрьме».
Путин охотно развернул свой ответ: «В соответствии с решением суда Ходорковскому вменяется в вину хищение, достаточно солидное. Речь идет об уплате налогов и мошенничестве, и счет идет там на миллиарды рублей». И добавил: «Напомню, что руководитель службы безопасности ЮКОСа сидит в тюрьме за убийство. Не понравился им мэр Нефтеюганска Петухов – убили. Женщина здесь, в Москве, не отдала им свое маленькое помещение, которое они хотели забрать, – убили. Киллера, которого наняли, убили, мозги только одни нашли в гараже. Что? Руководитель службы безопасности сам, что ли, по собственной инициативе все эти преступлении совершил?» С улыбкой Путин добавил: «Так что есть суд. Он у нас, как известно, один из самых гуманных в мире. Это его работа. Я исхожу из того, что доказано судом».
Путин оказался готов прояснить подробности процесса, указав на цифры «хищения», и заверил сочувствующих фигурантам дела в том, что другие страны расправляются с расхитителями не в пример жестче: «У нас гораздо все либеральнее смотрится. Тем не менее мы должны исходить из того, что преступления господина Ходорковского в суде доказаны».
На это заявление премьера тут же откликнулись защитники Ходорковского. Адвокат Карина Москаленко уверена, что такая оценка премьера накануне вынесения приговора говорит о том, что вердикт суда будет обвинительным, – она полагает, что на суд таким образом оказывается давление. Она считает, что в Европейском суде удастся доказать наличие нарушений статьи 18 Европейской конвенции по правам человека «о политической мотивированности преследования».
По мнению Марии Липман, премьер-министр в этом случае подыгрывает настроениям правового нигилизма: «Использована расхожая цитата, что вор должен сидеть в тюрьме. И это совершенно не ставит вопроса, справедлив ли суд, существует ли в России правосудие, что следует думать о той критике, которая очень жестко звучит и в нашей стране, и за границей... В нашей стране предостаточно критики, которая оценивает процесс по Ходорковскому, особенно второй, как издевательство над правосудием. Это всё полностью премьер игнорирует и подыгрывает тому, что считает большинство». Часть, посвященная Ходорковскому, наиболее тревожная, потому что она поощряет пренебрежение к закону, к презумпции невиновности, уверена эксперт.
«В целом мы заканчиваем этот год весьма удовлетворительно», – сказал Путин, оценивая экономические достижения страны. И честно признался, что в декабре прошлого года искать какой-то позитив в экономстатистике было весьма затруднительно. Если до кризиса российская экономика демонстрировала стабильный рост в среднем на уровне 7% ВВП, то в 2009 году падение составило 7,9%. В этот году Россия вернулась на траекторию роста – по прогнозам, ВВП вырастет примерно на 3,8%. «Это меньше, чем в Китае, но больше, чем в США и Европе», – подчеркнул премьер.
В его намерения явно не входило оставлять смятение и неуверенность в завтрашнем дне в умах россиян, слушавших его в прямом эфире. Поэтому Путин переключился на более выгодную для исполнительной власти тему – о росте реальных доходов населения, повышении зарплат бюджетникам и пенсий пенсионерам. По итогам 2010 года реальные зарплаты в России выросли на 4,2%, а рост пенсий – 44,9%. Предмет особой гордости Путина – прорыв именно на пенсионном фронте: минимальная пенсия выросла с 5330 руб. до 7800 руб. «Тоже не золотой дождь, но не стало пенсионеров, находящихся за чертой бедности», – подчеркнул премьер. Позже, отвечая на вопрос телезрительницы из Иркутска, он еще раз признал, что государство остается в долгу перед россиянами старшего поколения и старается эти долги отдавать.
При этом открытым остался вопрос о том, что ждет уже не пенсионеров, а работающих россиян, чьи зарплаты не позволяют им преодолеть роковую черту бедности. Путин привел лишь удручающую статистику: в прошлом году таких насчитывалось 13,1% от числа работающих, в этом году осталось 12,5%, а также сделал личный прогноз относительно перспектив достижения российской экономики докризисного уровня – в середине 2012 года.
В некоторых случаях премьеру пришлось фактически извиняться за вынужденные заведомо непопулярные решения. В том числе за предстоящее резкое повышение налоговой нагрузки на бизнес. Владелица крохотной торговой точки нарисовала безрадостную перспективу – ей придется закрыть бизнес, в результате она и три продавщицы останутся без работы. Кому это надо? Путину, как выяснилось, не надо, но изменить ничего уже нельзя, в противном случае придется поставить крест на программах реформирования пенсионной системы и здравоохранения. «Деньги не синтезируются из воздуха. Мы вынуждены повышать налоговую нагрузку. Мне очень жаль, у нас просто нет выбора», – посочувствовал Путин. При этом он пообещал частично компенсировать повышение налогов, сняв с бизнеса административные и коррупционные поборы.
Вопрос в том, способен ли премьер и возглавляемый им кабинет министров привить у чиновников стойкий иммунитет к соблазнам «бюрократической ренты». Звонок по телефону от жителя Иванова, где Путин побывал месяца полтора назад, с проверкой областного здравоохранения. Звонивший раскрыл главе правительства глаза – перед посещением премьером больницы туда завезли новейшее оборудование, которое затем демонтировали и вывезли. Места настоящих больных якобы заняли переодетые медработники. Врачам и медсестрам велено было говорить, что их зарплата раза в два выше, чем они получают на самом деле... Путин выразил недоумение, зачем этот обман понадобился губернатору, и пообещал отправить в Иваново комиссию Минздрава с проверкой.
«Режим ручного управления» распространился и на жителей Калининградской области, которых премьер уравнял в правах на льготные авиабилеты. Причем если дальневосточники пользуются привилегиями строго в возрастных рамках – до 23 и от 60 лет, то через год возрастной ценз для калининградцев может быть вообще отменен. На сколько тысяч рублей «большая земля» для жителей Янтарного края благодаря этому решению станет ближе, пока не ясно.
Смущает только то, что льготы работают исключительно согласно прописке, для дальневосточников, вскоре – для калининградцев. Как будто у остальных россиян нет потребности ездить в эти регионы, где они родились и выросли, где живут их родственники. Конечно, федеральный бюджет, и без того обремененный расходами на социальные обязательства и статусные проекты, не резиновый, но здравый смысл и справедливость хотелось бы видеть даже в популистских решениях.
Итоги разговора с россиянами в прямом телеэфире Путин подвел в беседе с журналистами. По его словам, такой формат общения позволяет ему получить «годичный срез настроения в обществе». Каждый раз проводится соответствующий анализ всего комплекса поступивших вопросов. По некоторым из них премьер пообещал принимать решения в «индивидуальном порядке». Отвечая на вопрос «НГ» об эффективности и целесообразности такого стиля управления Россией, Путин признал, что в «ручном режиме» такой страной, как Россия, руководить невозможно».
После четырех с половиной часов общения предпочтения Владимира Путина стали более понятными. Таким образом, фактически на одиннадцатом году после прихода к власти нынешнего премьера прояснился ответ на вопрос «Who is mister Putin?» Ответ следует из характеристики, данной им самим. Это человек неброский, но деловой. «Без бороденки». Не либеральных, но преимущественно социалистических взглядов.
При этом, заметим, во все мире наиболее высоко ценятся региональные лидеры совсем другого типа: яркие, харизматичные, способные повести за собой общество.