Режиссера "Школы" научили жизни
Валерию Гай Германику обошли наградой
В понедельник в Москве состоялась 16-я церемония Национальной телевизионной премии ТЭФИ. Статуэтки бронзового Орфея вручались по 25 номинациям в категории "Профессии". Еще ни одна церемония ТЭФИ не обходилась без тех, кто доволен или разочарован результатами голосования телеакадемии. В этот раз к числу заметных событий относятся слезы Валерии Гай Германики, не получившей ТЭФИ-2010 как режиссер за самый громкий телепроект последних лет — сериал "Школа", а также обойденная вниманием одна из лучших работ Леонида Парфенова — документальный фильм "Зворыкин Муромец". Никуда не исчезла и одна из самых позорных традиций ТЭФИ — массовый отток членов телеакадемии из зала, где проходит награждение их коллег по цеху.
Впервые за 15 лет работы корреспондент "Коммерсанта", побывавшая на всех церемониях ТЭФИ, увидела человека, который плакал оттого, что не получил статуэтку бронзового Орфея. Возможно, кто-то проливал слезы и раньше, но чтобы это было публично, на глазах у сотен весьма известных телевизионных деятелей,— такого на церемонии, точнее, после нее, на моей памяти не было ни разу.
И вот на 16-й церемонии ТЭФИ этим человеком стала Валерия Гай Германика, режиссер самого нашумевшего телевизионного проекта не только этого телесезона, но и нескольких лет. Накануне ТЭФИ "Школу", как "Событие телесезона", наградили журналисты, пишущие и рассказывающие о телевидении с формулировкой "за бесстрашие эксперимента". Собственно, в этом бесстрашии заслуга не только продюсеров сериала Игоря Толстунова и Константина Эрнста (они как раз лауреатами ТЭФИ за "Школу" стали), но прежде всего профессиональной режиссерской работы Валерии Гай Германики и группы молодых талантливых сценаристов из "Новой драмы", которые и создавали шокировавший многих реализм "Школы" и новый телеязык в эфире "Первого канала".
Сценаристам статуэтка ТЭФИ тоже не досталась. Телеакадемики сделали свой выбор не в пользу экспериментальной "Школы", чей сценарий, конечно, был сделан вне всяких сериальных канонов. Здесь победитель — Наталья Портнова за фильм "Разжалованный". Говорят, что фильм хороший, но широкая публика его не видела, поскольку в эфире он был лишь на спутниковом канале "Феникс-Плюс. Кино". Это канал как раз и принадлежит представившей картину на ТЭФИ компании "Феникс-Фильм", чей основатель Сергей Скворцов в телеакадемии возглавляет Гильдию игрового кино.
Еще перед началом церемонии Валерия Гай Германика, естественно, больше других обращала на себя внимание. И своим ярким внешним видом (красный пиджак, короткая юбка, колготки в сеточку) и, главное, собачкой (была одета в джинсовый френч), с которой с недавних пор хозяйка, похоже, не расстается ни на одной церемонии, куда ее приглашают. На вполне дежурные вопросы, как вы-де относитесь к ТЭФИ и чего от нее ждете, режиссер "Школы" отвечала привычным для ее имиджа эпатирующим набором фраз, ключевой из которых была "пришла потусить". Затем вдруг режиссер сказала: "Если выиграет "Адмиралъ" (именно режиссер этого сериала Андрей Кравчук и стал в итоге победителем ТЭФИ в этой номинации), я отберу у него ТЭФИ, потому что я ее уже выиграла и за ней пришла". Такое заявление от финалиста ТЭФИ было услышать как минимум небанально. Чего-чего, а статуэтки за все эти годы еще друг у друга никто не отбирал и на сцене не дрался. Затем, видя, что я записываю ее слова, Валерия Гай Германика добавила: "Вы что, записываете? Тогда напишите, что я деструктивная личность, склонная к саморазрушению".
Но уже после церемонии ТЭФИ, когда корреспондент "Коммерсанта" вновь подошла к госпоже Германике, то увидела ее абсолютно зареванной. На мой вопрос, чего же она не стала отнимать статуэтку у победителя, и попытку заметить, что не стоит так расстраиваться, что впереди 25 сентября, когда в Санкт-Петербурге пройдет основная церемония ТЭФИ "Лица", где "Школа" вместе все с тем же "Адмиралом" и "Глухарем" поборется за ТЭФИ в более важной номинации "Лучший сериал", она, махнув на меня рукой, продолжая утирать слезы, только и сказала: "Да отстаньте вы от меня ради бога со своими вопросами". И по тому, как ее успокаивали стоявшие с ней создатели "Школы", было понятно, что все предыдущее — обычная бравада. И как же важно было этой молодой талантливой девушке получить ТЭФИ именно за режиссуру.
Леонид Парфенов, на счету которого уже есть премии ТЭФИ, конечно бы, не стал плакать, не получив бронзового Орфея за лучший документальный фильм. Но то, что одна из лучших его работ, сделанная на уровне мировых телевизионных стандартов,— "Зворыкин Муромец", не получила высшей оценки коллег по цеху, вызывало сильное недоумение. Конечно, личный вкус — дело частное, а система голосования внутри телеакадемии никогда не будет совершенной. К этому вроде бы привыкли все. Но все-таки голосуют профессионалы, теперь уже более 500 человек. И то, что ими не отмечено очевидное достижение телесезона, с точки зрения здравого смысла объяснить невозможно.
Но в этой номинации на ТЭФИ был деликатный момент. Лучшим документальным проектом здесь признан фильм компании "Авторское телевидение" (АТВ) под названием "Массовка". Работа, безусловно, заметная и яркая. Но вышла она в эфир в июне 2010 года и, значит, по условиям ТЭФИ не могла участвовать в конкурсе (на него принимались работы, вышедшие в телеэфир в период с 1 июня 2009 года по 31 мая 2010-го). Но автор идеи фильма и автор сценария известный телевизионщик Марк Глейхенгауз сейчас неизлечимо болен, и АТВ обратилась к телеакадемии с официальной просьбой в виде исключения принять работу на конкурс вне установленного регламента, поскольку это может быть последним шансом создателя фильма участвовать в ТЭФИ. Телеакадемия прониклась, и фильм взяли в конкурс. А потом "Массовка" стала еще и победителем ТЭФИ. Впрочем, не умаляя ни степени профессионализма этой работы, ни сострадания к автору, в сложившейся ситуации можно было найти и иной выход. Ведь несколько раз в одной номинации вручались сразу две ТЭФИ (такая ситуация сложилась сейчас в номинации "Документальный сериал", и здесь сразу два победителя — см. справку). И уж точно фильм "Зворыкин Муромец" как, может быть, никто другой в этом телесезоне заслужил свою ТЭФИ.
Примечательная ситуация сложилась вокруг победителя в номинации "Программа о науке". Здесь лучшей была признана работа Павла Лобкова "Диктатура мозга" из научно-популярного цикла, который в минувшем телесезоне ярко и мощно заявил о себе в эфире НТВ. Но, как известно, НТВ уже четыре года как вышел из телеакадемии и не участвует в ТЭФИ. А на конкурс фильм НТВ выдвинул Александр Митрошенков, чья производящая компания "Цивилизация Медиа" (работает со многими телеканалами) формально участвовала в производстве программ Павла Лобкова. Судя по тому, как резко на НТВ отреагировали на эту ситуацию, возвращаться в ближайшее время в состав телеакадемии здесь не собираются. Руководитель дирекции праймового вещания НТВ Николай Картозия заявил: "Телекомпания НТВ принципиально не участвует в ТЭФИ. И меня, мягко говоря, огорчило решение нашего технического компаньона господина Митрошенкова выставить фильм "Диктатура мозга" на конкурс без ведома его создателей... Мне непонятен этот партизанский порыв".
Александр Митрошенков сумел отличиться на этой ТЭФИ еще и по другому поводу. В самом конце церемонии, когда зал по традиции стал резко пустеть, поскольку присутствующие телеакадемики, не дожидаясь конца и, по сути, наплевав на коллег, которым еще предстояло получить последние несколько статуэток ТЭФИ, хлынули потоком в фойе, где уже были накрыты столы с закусками и спиртным, произошел казус. Вручавший награды победителям в последнем пуле номинаций Александр Митрошенков довольно грубо прервал пусть и не самый удачный конферанс приглашенных для участия в церемонии известных ведущих Сергея Шустицкого и Игоря Песоцкого. Выйдя к микрофону, господин Митрошенков сказал им примерно следующее: вы потом дочитаете свой текст, уже после ТЭФИ, а сейчас уходите со сцены, мы будем называть имена остальных победителей. Такого беспардонного поведения со стороны телеакадемиков во время церемонии еще не было ни разу. Господа Шустицкий и Песоцкий с совершенно опрокинутыми лицами были вынуждены уйти со сцены.
Впрочем, несмотря на все несовершенства ТЭФИ, на зависть и ревность к успеху коллег внутри телевизионного сообщества, радость от получения статуэтки бронзового Орфея у некоторых ее обладателей остается настолько искренней и неподдельной, что хотя бы этим сейчас оправдывается существование главной, пусть, может быть, и справедливо не устраивающей многих телевизионной премии. Надо было видеть, с какими ошалевшими от счастья глазами смотрел на своего "Орфея" ведущий Борис Корчевников, причастный сразу к двум победам на ТЭФИ на СТС и на "ТВ Центре". Видно, что был абсолютно счастлив и Вячеслав Николаев, сделавший честный и очень точный по тональности фильм в "Репортерских историях" на РЕН. Радовались молодые ребята-дизайнеры с "Бибигона". А художник-постановщик сериала "Адмиралъ" Мария Турская, вышедшая на сцену получать ТЭФИ, обнимая бронзового Орфея, с восхищением сказала: "Я столько раз уже номинировалась на ТЭФИ и думала, что мне не повезет никогда в жизни".