Генплан вынесли с обсуждения
Как Мосгордума в третий раз утверждала развитие столицы
Мосгордума приняла в третьем, окончательном чтении генеральный план развития Москвы до 2025 года, вызвавший протест у части москвичей и общественных организаций. Около сотни человек пытались протестовать перед зданием Мосгордумы, однако пикетчиков довольно жестко разогнал ОМОН. Десятки протестантов были задержаны. В Общественной палате РФ принятие генплана назвали "публичной пощечиной общественности".
Первыми к принятию генплана развития Москвы до 2025 года вчера стали готовиться милиционеры. С раннего утра здание Мосгордумы на Петровке взяли в плотное кольцо бойцы ОМОНа и сотрудники 2-го оперативного полка ГУВД Москвы. Вход в здание парламента заблокировали несколько кордонов милиции. В сторонке от здания парламента дежурили три грузовика "Урал" с подкреплением и несколько пустых автобусов для задержанных. Вскоре появились и первые протестующие. Несколько десятков активистов "Левого фронта", "Солидарности" и коалиции в защиту Пушкинской площади попытались провести флешмоб "Черная метка". Пикетчики достали листы черной бумаги, а лидер "Левого фронта" Сергей Удальцов развернул у входа в Мосгордуму листок с надписью "Генплан — на переработку!". На другой стороне от Мосгордумы тем временем стали собираться активисты "Справедливой России" с желтыми флагами и самодельными плакатами "Сохраним историческую Москву" и "Мораторий на строительство в центре Москвы".
Напомним, что генплан развития Москвы до 2025 года состоит из более чем 1,5 тыс. страниц и предусматривает, например, строительство около 200 млн кв. м жилья к 2025 году. Однако его основное нововведение заключается в делении города на зоны стабилизации, где возможен только капремонт зданий, и развития, где разрешен снос и новое строительство. Именно расположение этих зон на карте города и является предметом критики. Прошедшие летом 2009 года публичные слушания генплана вызвали скандал: по мнению горожан, с его принятием серьезно пострадает исторический облик города. Скандалом закончились и недавние слушания генплана в Общественной палате, где документ сочли "фактически смертным приговором Москве". Приглашенные спикер Мосгордумы Владимир Платонов и главный архитектор столицы Александр Кузьмин демонстративно покинули слушания, после того как галерист Марат Гельман заявил, что генплан принимают из-за "жадности, трусости и безразличия", а для Юрия Лужкова Москва является "огородной грядкой". Господин Лужков в ответ объявил Общественной палате бойкот, а генплан назвал "потрясающим, положительным документом", который "политиканы развернули в другую сторону". В свою очередь, Общественная палата предъявила ультиматум столичному мэру, потребовав переработать генплан и провести его повторные слушания. На этом же настаивали вчера и пикетчики.
5 мая протестная акция была мгновенно подавлена ОМОНом. Активистов волокли за одежду в автобусы, выкручивая им руки. Одновременно милиционеры стали оттеснять сторонников "Справедливой России" с Петровки в сторону Неглинной улицы, отбирая у них флаги и плакаты. В итоге в автобусах оказалось 15 человек, которых доставили в ОВД "Тверское".
Внутри здания Мосгордумы тоже кипели нешуточные страсти. Спикер Владимир Платонов практически непрерывно звонил в колокольчик, призывая оппозиционных депутатов от КПРФ не мешать докладчикам — главе Москомархитектуры Александру Кузьмину и депутату Михаилу Москвину-Тарханову. Господин Платонов даже рассорился со своим замом Николаем Губенко, когда попросил его не нарушать думский регламент, отводящий на вопрос из зала и ответ ровно по минуте. Попросив спикера "не повышать тон", господин Губенко заявил, что генплан усугубляет транспортную ситуацию в городе. "Почему, например, планируется повсеместная застройка магистралей, против чего к думе пришли митинговать наши избиратели, а некоторые были арестованы?" — поинтересовался господин Губенко у Александра Кузьмина. Глава Москомархитектуры сообщил, что с транспортом в Москве будут проблемы, если генплан не выполнять, а про пикетчиков выразился так: "Когда людям врут и говорят неправду, они так себя иногда ведут". По мнению господина Кузьмина, "благодаря совместной работе с населением города и с депутатским корпусом мы имеем документ, готовый к принятию". Это подтвердил и Михаил Москвин-Тарханов, который сообщил, что документ прошел согласования в 30 федеральных ведомствах, в том числе Минкультуры РФ, а также в прокуратуре, которая не выявила в генплане "коррупциогенных факторов".
Всего к третьему чтению генплана поступило 609 поправок (в том числе 140 от Москомархитектуры). Впрочем, большинство из них было снято депутатами прямо во время обсуждения. Например, главу комиссии по законодательству Александра Семеникова удовлетворило обещание господина Кузьмина не застраивать Битцевский парк, а будущую линию метрополитена провести под ним на большой глубине. Упорствовал лишь лидер фракции КПРФ в парламенте Андрей Клычков. Из-за его многочисленных поправок рассмотрение генплана затянулось как минимум на час, впрочем, большинство из них, например об ограничении развития территории вокруг универмага "Москва", были в итоге отклонены. В результате закон о генплане был принят 27 голосами за, против высказались лишь два представителя КПРФ.
Принятие генплана вызвало возмущение в Общественной палате РФ. По словам главы комиссии палаты по сохранению и развитию отечественной культуры Василия Бычкова, "общественности нанесена публичная пощечина". По мнению господина Бычкова, решение Мосгордумы не учитывает мнение москвичей, а принятие генплана лишь усугубит транспортные и градостроительные проблемы столицы. "Сегодняшнее решение означает, что градостроительная практика последних двух десятилетий не будет изменена",— пояснил эксперт. Заместитель секретаря Общественной палаты Михаил Островский также сожалеет, что столичные власти и Мосгордума не услышали палату. "Нельзя рассматривать отдельно генпланы Москвы и области. Когда амбиции двух руководителей регионов выходят на первый план, это вызывает глубокое сожаление, так как страдают жители этих регионов",— пояснил он.
Между тем столичные власти уже планируют вносить изменения в генплан. Как пояснил господин Кузьмин, в документе никак не учтены более 1 тыс. объектов культурного наследия, так как порядок их охраны должен определить новый столичный закон "О памятниках истории и культуры в городе Москве", который еще не принят Мосгордумой. По словам господина Москвина-Тарханова, поправки в генплан могут быть внесены уже через три месяца. После вчерашнего принятия генплан поступит на подпись столичному мэру, который, правда, не сможет оперативно его завизировать, так как в настоящий момент он делится секретами подготовки генпланов с венесуэльскими властями в Каракасе. "Наши специалисты посмотрели в Каракасе, что такое город без генплана. Наши строители в состоянии помочь своим венесуэльским коллегам",— заявил глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин.