В Минфине отменяют обещания Владимира Путина
В России могут повысить пенсионный возраст
Обещание Владимира Путина не увеличивать пенсионный возраст фактически дезавуировано Минфином. В начале января замминистра финансов Сергей Шаталов призвал как можно скорее начать «обсуждать вопросы пенсионного возраста и софинансирования работниками своих пенсий». Специалисты считают, что правительству придется объявить о повышении пенсионного возраста в ближайшие год-два. Для мужчин срок выхода на пенсию может быть поднят на 5 лет, а для женщин – на 7 или даже на 10 лет. Таким образом Минфин пытается решить проблему дефицита пенсионной системы, отложив выплаты проиндексированных пенсий для новых пенсионеров.
«В обозримом будущем для повышения пенсионного возраста в нашей стране объективной необходимости нет», – утверждал весной 2007 года президент Владимир Путин в Послании Федеральному собранию. Позже президент неоднократно повторял тезис о незыблемости срока выхода на пенсию. Так, в октябре 2007 года во время прямого телеэфира с россиянами он снова заявил, что «нет необходимости в повышении пенсионного возраста в РФ». И в должности премьера Путин говорил, что правительство «даже не планировало» повышать пенсионный возраст, сохраняя тем самым нормативы, установленные в советское время: пенсионный возраст для женщин наступает в 55 лет, для мужчин – в 60 лет.
Однако, похоже, что обещание Путина не менять пенсионный возраст продержится относительно недолго – не более двух-трех лет. В прошлый четверг замминистра финансов Сергей Шаталов в интервью Радио «Свобода» фактически дезавуировал обещания Владимира Путина. По его словам, в пенсионной системе остается целый ряд нерешенных вопросов. «Рано или поздно придется обсуждать вопросы пенсионного возраста и софинансирования работниками своих пенсий, – заявил Шаталов. – И лучше начинать это обсуждение раньше, предусматривая предельно плавные и осторожные преобразования, чтобы избежать социальной напряженности». Тем самым впервые чиновники Минфина попытались снять табу и начать публично обсуждать ранее запретную тему повышения пенсионного возраста.
Тема увеличения срока выхода на пенсию является крайне болезненной для власти. Так, она стала одной из причин отставки Владимира Соколина – ныне главы Статистического комитета СНГ – с должности руководителя Росстата. В декабре прошлого года Владимир Соколин сообщил журналистам, что, когда он на коллегии Минэкономики сказал о необходимости увеличения пенсионного возраста, ему ответили: «Никогда больше об этом вслух не говорите!» «Когда врач говорит, что надо ампутировать ногу, это страшно, но в результате удается спасти пациента. Примерно так же можно оценить и нынешнее состояние пенсионной системы – надо принимать непопулярные меры, причем уже сегодня», – объяснял свою позицию Соколин. Отечественная экономика, по его утверждению, не может выдержать огромного количества иждивенцев – особенно в условиях кризиса. С оценками Соколина соглашался в декабре и глава Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев: «Нам необходимо повышать пенсионный возраст. Господа, надо перестать валять дурака и заявить об этом прямо.
Начиная с 2007 года численность трудоспособного населения сокращается на 500–600 тысяч человек ежегодно. Если мы не будем стимулировать более поздний выход на пенсию, то экономика элементарно не будет расти и развиваться. В экономике, где сокращается численность занятых, невозможно создавать новые рабочие места. Эту проблему без кардинального пересмотра пенсионной политики решить будет невозможно».
Теперь табу на тему увеличения пенсионного возраста постепенно снимается и остается только гадать: до выборов 2012 года или сразу после них россиянам объявят о новых пенсионных нормативах. Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич уверен, что главный вопрос не в том, будет ли повышен пенсионный возраст, а в том, когда именно он будет повышен. Эксперт надеется, что власть в этом вопросе проявит политическое мужество и объявит о неизбежности и необходимости повышения возраста до выборов 2012 года. Гурвич отмечает, что пенсионный возраст надо повышать по двум причинам. Во-первых, несмотря на начатый с этого года рост уровня пенсий, до сих пор не решена проблема ухудшающегося соотношения пенсий к зарплатам – коэффициента замещения. Его сейчас повышают, но «мы не способны его стабилизировать теми мерами, которые с этого года вводятся в действие». Во-вторых, и дальше будет падать численность рабочей силы, «это станет главным ограничением роста экономики уже через несколько лет». Однако нельзя повышать пенсионный возраст одним махом и тем, кому предстоит выход на пенсию в ближайшие два-три года, считает экономист. В качестве наиболее рационального варианта, которым может воспользоваться правительство, Гурвич предлагает схему отложенного и растянутого во времени повышения пенсионного возраста. Экономист называет следующие возрастные нормативы: для мужчин оптимально повысить пенсионный возраст примерно на 2–5 лет (до 62–65 лет), для женщин – на 7–10 лет (до 62–65 лет).
Чтобы снизить риски социальных протестов, экономист предлагает сообщить о неприятной перспективе населению как можно раньше, чтобы оно успело психологически приготовиться к этому. В частности, уже до выборов 2011–2012 года можно объявить о том, что выходящим на пенсию в 2015 году пенсия будет выплачиваться на один год позже.
Развивать начатую Шаталовым дискуссию в Минфине отказались, а в Пенсионном фонде России (ПФР) сразу поддержали планы повышения пенсионного возраста. «Увеличение пенсионного возраста дает двойственный эффект. Сначала это позволяет экономить бюджетные средства. Но потом люди, которые вышли на пенсию позже, будут получать ее в увеличенном размере, поскольку пенсия будет рассчитана на меньший срок. И выплата этих повышенных пенсий потребует увеличить нагрузку на работодателей», – сообщил представитель ПФР.
Между тем независимые эксперты критически оценивают перспективу увеличения пенсионного возраста. «Если отталкиваться от состояния нашей медицины, от данных демографической статистики, то в отличие от развитых стран оснований к пересмотру пенсионного возраста у нас нет, а для мужчин планку стоило бы даже понизить, – уверен аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин. – Если же исходить из моральной готовности населения к этому событию, то повышение пенсионного возраста даже на 1 год произведет слом стереотипов у миллионов людей. Если табу на изменение пенсионного возраста снимается, то каждый гражданин понимает, что завтрашний законодатель может отодвинуть эту планку еще на 5 или на 10 лет». Это может иметь серьезные последствия, считает эксперт. Молодые работники могут перестать воспринимать пенсию всерьез и, таким образом, исчезнет одна из мотиваций получать белую зарплату. А у востребованных специалистов появится дополнительный стимул для эмиграции. Поздний уход на пенсию может дополнительно нагрузить бюджет расходами по оплате больничных листов или компенсации роста безработицы.
Расходятся многие эксперты и в своих прогнозах по поводу окончательной даты принятия решения о повышении пенсионного возраста. Ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Дмитрий Ширяев уверен, что «такая не слишком популярная мера наиболее вероятна для второго президентского срока. Обычно если подобные решения и принимаются до выборов, то в тех случаях, когда переизбрание той же кандидатуры уже не планируется».
«Текущий уровень нефтяных цен (более 80 долл. за баррель) пока позволяет относительно безболезненно финансировать дефицит ПФР из госбюджета. Тем не менее уже в 2015–2016 годах потребности пенсионной системы могут стать угрожающими для госбюджета и пересмотр пенсионного возраста станет единственным разумным выходом из ситуации», – считает замначальника аналитического департамента компании «Арбат Капитал» Алексей Павлов.