Провокация на тысячу лет
Словакия закрыла двери перед президентом Венгрии
Сложные исторические взаимоотношения народов Центральной Европы все сильнее подрывают единство Европейского союза и заставляют с тревогой говорить о возрождении национализма на государственном уровне. События тысячелетней давности грозят ныне рассорить формальных союзников по ЕС и НАТО. Подспудно тлевшие противоречия между Венгрией и Словакией на днях переросли в межгосударственный скандал на высшем уровне.
Братислава запретила въезд в Словакию президенту Венгрии Ласло Шойому. Словацкий премьер Роберт Фицо назвал планы лидера соседней страны «провокацией» и «нарушением международного права и суверенитета Словакии». Словацкий президент Иван Гашпарович намекнул, что венгерский президент «с удовольствием ездит по землям бывшего Венгерского королевства». 67-летний Шойом категорически отверг обвинения, заявив, что речь шла о «неофициальном визите по приглашению общественной организации».
Президент Венгрии намеревался прибыть в пятницу, 21 августа, в городок Комарно, расположенный на юге Словакии на границе с Венгрией. В этом районе компактно проживают этнические венгры, составляющие 10% населения 5,5-миллионной Словакии. Целью визита было участие в торжественной церемонии открытия памятника первому венгерскому королю Иштвану I, правившему тысячу лет назад в начале XI века. Венгерская историческая традиция считает его «собирателем венгерских земель» -- территория «Короны Святого Иштвана» в средние века простиралась от Адриатики до Буковины и от Вены до Трансильвании.
«Иштван I, которого венгры именуют «великий» и «святой», почитается в Венгрии как самый знаменитый исторический деятель. День Святого Иштвана отмечается по всей стране 20 августа в качестве главного национального праздника», -- пояснил «Времени новостей» эксперт отдела истории славянских народов Центральной Европы в новое время Института славяноведения РАН Александр Стыкалин. Иштван был коронован на венгерский престол 20 августа 1000 года.
Среди соседей Венгрии чрезмерно шумные напоминания о землях Святого Иштвана вызывают растущую тревогу, подогреваемую взаимными обвинениями в нарушении прав этнических меньшинств. Больше всего напряженности накопилось между Словакией и Венгрией. Не успели успокоиться страсти по поводу широко отмечавшегося в 2000--2001 годах в Венгрии и в венгерской диаспоре тысячелетия коронации Святого Иштвана, как в двусторонних отношениях произошел новый взрыв. К слову, по словацкой традиции Иштван, в состав государства которого входила территория современной Словакии, именуется Штефаном.
Как только Ласло Шойом заявил о намерении прибыть в Комарно на открытие памятника венгерскому королю, в Братиславе забили тревогу, припомнив венграм обиды из недавней истории. «Ласло Шойом намерен прибыть в период, когда отношения между Словакией и Венгрией весьма осложнены. Кроме того, он прибывает в день очередной годовщины оккупации страны войсками Варшавского договора, включая венгерские части», -- заявил глава словацкого МИДа Мирослав Лайчак. Напомним, что в ночь на 21 августа 1968 года на территорию Чехословакии вошли войска Варшавского договора, в том числе части венгерской армии, выдвинувшиеся на словацкие города Братислава, Тренчин и Банска-Бистрица.
В минувшую пятницу, 21 августа, премьер Фицо сообщил, что словацкий МИД «передал представителю посольства Венгрии в Словакии дипломатическую ноту, чтобы заявить, что словацкие органы отказывают президенту Венгрии Ласло Шойому во въезде в Словакию». Сам Шойом к этому времени уже решил отменить скандальный визит.
В беседе с «ВН» Александр Стыкалин пояснил, что словацко-венгерские противоречия «подогреваются диаметрально противоположным отношением к итогам первой мировой войны, когда перестала существовать средневековая венгерская государственность». Подписанный в июне 1920 года Трианонский мирный договор окончательно ликвидировал монархию Австро-Венгрии, объединявшую обширные территории Центральной и Юго-Восточной Европы. В результате Венгрия лишилась двух третей прежних земель, а 3 млн венгров превратились в этнические меньшинства в соседних государствах -- Австрии, Румынии, Чехословакии и Югославии. «Для Венгрии этот договор неразрывно связан с чувством национального унижения и экономическими бедствиями тех лет, для словаков же итоги первой мировой войны и Трианонский мирный договор -- важнейшая веха на пути становления национальной государственности и торжество исторической справедливости. Отсюда постоянные трения между Братиславой и Будапештом, которые не может погасить даже их членство в Евросоюзе и НАТО», -- свидетельствует эксперт.