В заложниках у сенатора Гурьева тысячи россиян
Только жители Пикалева начали привыкать, что у них снова есть работа и стабильная зарплата, как над городом снова сгустились тучи. ЗАО «ФосАгро АГ» отказалось предоставить Федеральной антимонопольной службе сведения для анализа ценообразования на продукцию контролируемого им ОАО «Апатит» - нефелиновый (белитовый) шлам, карбонатный раствор и нефелиновый концентрат. «Действия компании препятствуют полноценному восстановлению работы пикалевского производственного комплекса», - оценил ситуацию заместитель начальника управления контроля промышленности ФАС России Денис Давыдов.
О том, что есть такой город Пикалево, вся страна узнала в начале июня, когда его жители на несколько часов перекрыли федеральную трассу Новая Ладога — Вологда. Запомнят этот город и водители, которые тогда оказались в многочасовой пробке длиной 438 км.
Месяцы без работы, без зарплаты, лишенные за долги предприятий даже холодной воды, пикалевские рабочие и их семьи вынуждены были как в военные времена есть одуванчики и траву мокрицу. Жить в Пикалеве, маленьком тихом рабочем городке с типовыми панельными домами, стало небезопасно: в разы увеличилось число грабежей, разбойных нападений, квартирных краж. Когда стало понятно, что ни городская, ни областная администрации помочь пикалевцам не в силах, чаша терпения горожан переполнилась, и они вышли на улицы.
Причина народных волнений в Пикалеве - остановка производств на трёх крупнейших предприятиях города — «БазэлЦемент - Пикалево», «Пикалевский цемент» и «Метахим». Все три включены в единую производственную цепочку: первый поставляет переработанный из сырья «Апатита» глинозем двум другим.
Осенью прошлого года «БазэлЦемент - Пикалево» не смог покупать нефелиновый концентрат по цене 2,2 тыс. рублей за тонну у «Апатита», входящего в группу «ФосАгро», и вслед за ним остановились «Пикалёвский цемент» и «Метахим». При такой стоимости исходного сырья себестоимость производства тонны глинозема достигает $500. При его нынешней рыночной цене в $160 производство становится убыточным. При этом себестоимость производства тонны нефелинового концентрата на «Апатите» не смогла выяснить даже ФАС. Если антимонопольщики получат эту информацию, станет понятно, что гендиректор «ФосАгро» Максим Волков намеренно ввел премьера Владимира Путина в заблуждение относительно истинных причин остановки заводов в Пикалеве.
Известно, что у других добывающих компаний себестоимость производства нефелинового сырья составляет порядка 300 рублей. Учитывая, что «ФосАгро» принадлежат самые богатые в стране месторождения апатит-нефелиновых руд, можно предположить, что производство нефелинового концентрата обходится холдингу еще дешевле.
В прошлом году холдинг «ФосАгро» заработал 8 млрд. рублей чистой прибыли, а за первое полугодие нынешнего года уже - 4,5 млрд. руб. На этом фоне смешным выглядит административное дело и штраф в 500 тыс. рублей, который грозит «ФосАгро» за непредставление информации ФАС. Колоссальную рентабельность компания имеет, в первую очередь, благодаря «Апатиту» - монополисту, занимающему свыше 90% рынка апатит-нефелинового концентрата. Монопольное положение позволяет холдингу держать за горло и потребителей апатитового концентрата – отечественных производителей минеральных удобрений. При себестоимости производства 1,6-1,8 тыс. рублей за тонну, летом-осенью прошлого года «Апатит» продавал такой же объем апатитового концентрата в пять раз дороже - за 9,5 тыс. рублей. Приобретать сырье по такой цене, учитывая, что его рыночная стоимость составляет около 3 тыс. рублей, многие контрагенты были не в состоянии, а потому была вынуждены останавливать свои производства. Некоторые, как например, подмосковные «Воскресенские минеральные удобрения» (ВМУ), по нескольку раз.
Вся жизнь в Воскресенске, как и в Пикалеве, построена вокруг завода, ВМУ – это градообразующее предприятие. Из 90 тыс. жителей города около 4 тыс. воскресенцев трудятся на ВМУ. Почти год рабочие, их семьи, сотрудники смежных производств – а это около 15 тыс. человек – живут в состоянии неопределенности и в страхе за будущее. Они не знают, придет ли сырье, будет ли работа и, соответственно, зарплата в следующем месяце. И вроде бы столичный Арбитражный суд обязал «ФосАгро» заключить долгосрочные контракты с ВМУ на поставку апатитового концентрата по рекомендованной ФАС рыночной цене 3050 рублей за тонну. Но даже несмотря на то, что «ФосАгро» при этой цене имеет 100% рентабельность, договор между компаниями так и не был подписан.
До последнего времени ВМУ осуществляло с «Апатитом» ежемесячные разовые сделки на поставку концентрата, цена которого определялась на дату сделки. В любой момент компания «ФосАгро» могла отказаться от поставок на ВМУ или увеличить цену, сделав производство минеральных удобрений убыточным.
В конце июля ВМУ столкнулось с новым необъяснимым поступком – ОАО «Апатит» внезапно закрыл все счета для расчета за поставки. 14 млн. рублей, адресованные «Апатиту» за его сырье, вернулись назад и раз, и другой. Таким образом, монополист ликвидировал саму возможность оплатить сырье. Концентрат завод так и не получил.
В подвешенном состоянии находятся и пикалевцы: контракт на поставку нефелинового концентрата между «БазэлЦемент - Пикалево» и «ФосАгро» по приемлемой для пикалевского предприятия рыночной цене был заключен только на три месяца. Пикалевцы верят, что, если «ФосАгро» не прекратит ценовой диктат, их снова спасет Владимир Путин. «Иначе через 3 месяца мы опять выйдем на улицы, опять перекроем трассу», – грозятся местные жители. А генеральный директор «ФосАгро» Максим Волков тем временем готовит иск в Европейский суд по правам человека против России. Он недоволен тем, что российский премьер заставил его подписать договор поставки нефелинового концентрата на «БазэлЦемент - Пикалево» по рыночным ценам.
В Воскресенске пока еще тоже надеются, что долгосрочные контракты будут подписаны и с ними, и у их родного завода будет стабильное будущее. Но, когда люди оказываются в безвыходной ситуации и им уже нечего терять, события могут развиваться по непредсказуемому сценарию. Впрочем, какое дело владельцу «ФосАгро» – сенатору от Мурманской области Андрею Гурьеву до социальных взрывов в других регионах, когда на кону – личные миллиардные прибыли?