Пикалево просится в хорошие руки
Градообразующее предприятие предлагают национализировать
Ситуацию в Пикалево, где во вторник возмущенные рабочие блокировали автомагистраль из Санкт-Петербурга в Вологду, попытались разрешить депутаты Госдумы. Пикалево стал первым городом России, где люди вышли на улицу, протестуя против закрытия предприятия. В то же время, по прогнозу Высшего арбитражного суда, число банкротств в стране увеличится к осени на 40%. А значит, может увеличиться и число протестов, аналогичных пикалевскому.
Председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев внес в парламент законопроект "Об обращении имущественных комплексов, находящихся в собственности ООО "БазэлЦемент", ЗАО "Евроцемент груп" и ООО УК "СевЗавПром" в собственность РФ (о национализации)". Он считает, что спасти положение можно, национализировав предприятие, а потом передав его эффективному собственнику. Но есть и другой путь решения проблемы.
Погружение во мрак
Пикалево Ленинградской области - это моногородок с 20 тыс. жителей. Сценарий «погружения в кризис» первым сбылся именно здесь. Первый звонок для пикалевцев прозвучал в конце февраля: остановились три градообразующих предприятия - Пикалевский глиноземный завод (ПГЗ), входящий в группу «БазэлЦемент», «Метахим», принадлежащий холдингу «СевЗапПром», а также ЗАО «Пикалевский цемент» («Евроцемент групп»). Большинство трудоспособного населения города осталось без средств к существованию, затем в жилых домах отключили газ и горячую воду - снабжение осуществлялось за счет тех же предприятий.
Перекрывать федеральную трассу Вологда - Новая Ладога горожане начали в понедельник, образовалась 400-километровая пробка. Во вторник пикалевцы объявили, что ждут на переговоры президента или премьера. А в среду получили призрачные уверения, что премьер, возможно, приедет. В тот же день в городе закипела работа по уборке улиц, а в квартирах снова появилась вода.
Город и раньше нельзя было назвать благополучным. В 2005 году его потряс конфликт, возникший из-за перебоев с поставками сырья - нефелинового концентрата, ввозимого из Апатитов. ПГЗ временно остановился, рабочие потеряли в зарплате и собирались перекрывать железную дорогу. Потом поставки возобновились, но, как выяснилось, не навсегда. В феврале 2009-го жителям снова объявили, что «Пикалевский глинозем» - сверхубыточное предприятие по двум причинам. Первая - остановка строительства в Петербурге и области и снижение спроса на стройматериалы. Вторая - давние трудности с поставками концентрата, который, как утверждают представители заводского менеджмента, приходится покупать по завышенной цене.
Выходом из кризиса стало бы переоборудование поточных линий под производство цемента, а не глинозема, что обеспечило бы независимость от апатитских поставщиков. Но на переоборудование заводов требовались время и около 3 млрд рублей. Впрочем, основная опасность заключалась не в этом.
Цементное производство требует меньшего человеческого ресурса, а главное - для его функционирования не нужны добавки. Это означало, что 1,5 тыс. пикалевцев - работников ПГЗ и предприятия «Метахим», выпускающего соду, рисковали остаться без работы. С соответствующими напоминаниями выступала и Федеральная антимонопольная служба. Между тем Пикалево и без того занимает одно из первых мест среди городов Ленинградской области по количеству безработных.
Стоит заметить, что все три собственника намеревались выходить из кризиса, как из окружения.
Выкуп в 1,5 млрд рублей
"Происходящее сегодня в Пикалево является примером безответственного поведения бизнеса. Это урок нам всем, как нельзя себя вести в условиях кризиса", - заявил Андрей Исаев на сайте партии. Авторы законопроекта отмечают, что передаваемое в госсобственность имущество всех трех предприятий может быть продано более эффективному собственнику на условии объединения их в единый
производственный комплекс. Тогда, считают они, расходы бюджета будут снижены до минимума.
Остаточная стоимость основных производственных фондов имущественных комплексов предприятий ЗАО "БазэлЦемент-Пикалево" составляет 930,561 млн рублей, ЗАО "Пикалевский цемент" - 423,657 млн рублей, ЗАО "Метахим" - 143,709 млн рублей. Суммарно их стоимость на 1 января 2009 года составляла 1,498 млрд рублей.
По мнению авторов законопроекта, расходы бюджета на возмещение собственникам имущества при переходе прав собственности государству составят 1,5 млрд рублей.
Глава администрации муниципального образования Пикалево Сергей Вебер положительно отнесся к законопроекту единороссов о национализации предприятий. "Если она в самом деле поможет решить проблемы, с которыми не справились собственники, - сказал мэр. - Разумеется, все нужно тщательно продумать: либо национализировать все три предприятия, либо обеспечить бесперебойную работу цепочки". Впрочем, не все в Госдуме относятся к предложениям депутата Исаева положительно. Дело в том, что число банкротств, по данным арбитражного суда, может увеличиться уже к сентябрю на 40%. У государства просто не хватит денег выкупать активы у всех убыточных собственников. По словам председателя комитета Госдумы по собственности Виктора Плескачевского, жаль, что при подготовке законопроекта его авторы не посоветовались с правительством. Тем более что сегодня идет работа над другим законопроектом, который дает возможность местным органам власти приобретать предприятия, испытывающие финансовые затруднения. «Но законопроект содержит целый ряд обременений. В том числе ограничение сроков приобретения предприятия. Причем предприятие должно приобретаться только с согласия бывших собственников. Главное - речь ни в коем случае не идет о национализации. В том случае, если собственники не могут договориться, должна быть проведена процедура банкротства", - заявил Виктор Плескачевский.
В то же время стоит заметить, что лишь одно из этих предприятий - "БазэлЦемент" - не возражает против деприватизации. По словам пресс-секретаря компании Светланы Андреевой, владельцы двух других пикалевских предприятий, "Метахима" и "Евроцемента", не согласны с национализацией.
В то же время президент «ОПОРЫ России» Сергей Борисов считает, что государство может таким образом подставить плечо неэффективному менеджеру. "Впрочем, доводить все до абсурда не стоит. Так мы можем в итоге проснуться в Советском Союзе с плановой экономикой. А я думаю, что это никому не нужно», - полагает Сергей Борисов.
Председатель профсоюзного комитета Пикалевского глиноземного завода Светлана Антропова заявила: "Мне кажется, владельцы договорятся, как использовать три завода, не прибегая к непопулярным мерам. Все-таки они встречались с вице-премьером Игорем Сечиным и наверняка искали пути совместного выхода из кризиса. Новость о возможной национализации завода не могла их не напугать". Антропова считает, что не стоит слишком доверять словам представителей "БазэлЦемента" о нерентабельности ПГЗ, потому что им неоднократно предлагали избавиться от завода, но они не соглашались. Впрочем, надежду на то, что предприятие все-таки будет национализировано, профсоюзы не оставляют. "Никто из нас не думает, что государство окажется таким эффективным менеджером, что мгновенно приведет предприятие к процветанию. Но оно хотя бы заберет завод из плохих рук, чтобы потом, возможно, передать в хорошие", - полагает председатель профсоюзного комитета Пикалевского глиноземного завода.
Госбюджета на всех не хватит. Разве банкротство предприятий, оказавшихся в пикалевской ситуации, не лучший выход?
Олег Шеин, зампред комитета Госдумы по труду и социальной политике (замруководителя фракции "Справедливая Россия"): Не лучший, потому что банкротство таких предприятий пойдет по пути конкурсного производства, когда в результате оборудование будет распродано как металлолом, а люди в своем поселке окажутся у разбитого корыта. Что же касается возможностей переезда, то не забывайте, что у нас совершенно другая мобильность населения, чем в тех же США. Кроме того, на Западе другие возможности с тем, чтобы приобрести или снять жилье в других регионах.
Далее, если говорить о Пикалево, то что там произошло? Произошла схема, по которой была разрушена вообще вся советская экономика. Ведь, скажем, китайцы, переводя экономику на рыночные рельсы, не разрушали корпорации. А у нас предприятия приватизировали по цехам, после чего те закрывались. Так же и в Пикалево: одну госкомпанию, занятую на глиноземе и смежных производствах, разбили на три, которые вместе и оказались в состоянии кризиса. Там нужно создавать единого хозяина и единую организацию. Другой вопрос - что такой механизм требует, чтобы было сформировано некое подобие Госплана.
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации:
Банкротство безопасно для производства, если в экономике есть избыток капитала и обанкротившееся предприятие тут же скупают за долги и оздоравливают. Но сейчас как в России, так и во всем мире мы имеем недостаток капитала, и упавшее предприятие никто, кроме государств, поднимать не будет (за редкими, уникальными исключениями). То есть если падает одно предприятие, то его нужно оздоравливать, потому что понятно, что оно само виновато. Однако если падает вся экономика и предприятие вместе с ней, то вполне возможно, что предприятие не виновато и оздоравливать там нечего. Плюс к этому, если вы помните, в России банкротства - вообще больная тема.
Рубен Бадалов, первый зампред Российского профсоюза угольщиков:
Наверное, банкротство предприятия, инициированное его работниками, возможно, потому что они являются одними из кредиторов. Однако рабочие ведь кредиторы не первой очереди, и на эти проблемы мы уже натыкались: предприятие банкротят, денег остается 3 рубля, а люди остаются не только без зарплат, но и без социальных гарантий, например, семьям пострадавших в случае с угольной отраслью.
Так что банкротить можно, только что мы будем с этого иметь? Тем более что кроме денег теряется, собственно, сама работа.
Далее. Национализация или не национализация? Нам нужен эффективный собственник - какой будет его фамилия, не важно. Правда, в условиях кризиса его найти сложно. Поэтому в этой крайней ситуации государство, возможно, должно брать на себя ответственность. В итоге должен прийти доктор или даже консилиум докторов, который определит инструменты, лекарства и методику лечения, а также будет следить за процессом. Кто должен войти в этот консилиум? Наверное, представители того же министерства труда, которого у нас полноценно нет, кто-то из региональных чиновников, из бизнеса, силовых органов и так далее.
Владислав Корочкин, вице-президент "ОПОРЫ России":
Пока не будет изменена практика, не будет изменена система контроля арбитражных управляющих и законодательство о банкротстве, банкротств надо бояться. Потому что до сих пор банкротство использовалось, по сути, как инструмент, приближенный к рейдерству. А вот после того, как все будет сделано так, как должно быть, когда во главу угла действительно будет ставиться задача сохранения предприятия, а не его закрытия с целью передела собственности или смены владельца, тогда будет другой разговор. При этом все изменения, безусловно, должны вырабатываться с участием бизнеса.