Фемида прощает дезертиров поневоле
Верховный суд разрешил не наказывать жертв дедовщины, сбежавших из части
![Фемида прощает дезертиров поневоле](https://obshchayagazeta.eu/sites/default/files/uploads/articles/28606/602big.jpg)
Верховный суд России обнародовал вчера сенсационное постановление № 3, принятое его пленумом еще 3 апреля. Документ подписан председателем суда Вячеславом Лебедевым и секретарем пленума Владимиром Демидовым и, по сути, предоставляет значительные поблажки для солдат-срочников, ушедших в самоволку из-за дедовщины, а также для призывников, уклоняющихся от вызова в военкоматы по повесткам. Такой сюрприз Верховный cуд (ВС) преподнес армейскому командованию на самом старте весенней призывной кампании.
По словам источника «Газеты» в аппарате ВС, постановление «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы», разъясняющее около 30 спорных моментов, было принято по собственной инициативе суда.
Причиной издания постановления стал возросший поток различных жалоб на злоупотребления призывных комиссий и командований частей. Отныне военной юстиции уже сложнее будет привлечь уклониста-призывника к ответственности. В постановлении упомянут широкий спектр уважительных причин, по которым призывник может не откликнуться на повестку из военкомата: это тяжелое состояние здоровья родителей или ребенка, жены, бабушки или дедушки, братьев или сестер, участие в похоронах и даже «иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина».
По мнению Валентины Мельниковой, ответственного секретаря Союза комитетов солдатских матерей, на практике военкоматы прилагают все усилия, чтобы призывать в армию даже тех молодых людей, которые имеют все законные права на отсрочку или освобождение. Именно это побуждает многих ударяться в бега. По этому случаю в постановлении № 3 указано, что, «если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что в соответствии с законом лицо не подлежало призыву... суд постановляет оправдательный приговор ввиду отсутствия в деянии состава преступления». Правда, убегать призывникам надо вовремя: после фактической отправки из военного комиссариата региона к месту прохождения службы призыв считается завершенным и молодые люди приобретают статус военнослужащих. В случае самовольного оставления ими воинского эшелона (команды) в пути следования они уже считаются дезертирами.
Но и в этом случае тех, кого до сих пор считали дезертиром, отныне должны освободить от наказания, если они смогут доказать, что покинули часть вследствие тяжелых обстоятельств, угрожающих их жизни и здоровью. Этот пункт прописан в примечаниях УК в главе 33 раздела 11 «Преступления против военной службы». Жертвы дедовщины, по сути, теперь вправе дезертировать.
«Солдатские матери» это постановление восприняли с воодушевлением. «Очень хороший документ», - заявила Мельникова корреспонденту «Газеты». По ее оценке, ежегодно из армии в России сбегают до 6 тысяч солдат, а всего в России числится около 40 тысяч дезертиров. Все они покинули части в разные периоды новейшей истории страны. "Назрел момент амнистии «бегункам", - заявила она.
Одобрение, хотя и более осторожное, встретил вердикт суда и в Госдуме. "Априори я очень негативно отношусь к уклонистам и дезертирам, - сказал в интервью "Газете" первый зампред думского комитета по обороне Игорь Баринов. - Но я понимаю, что надо рассматривать все обстоятельства, которые побудили человека к тому или иному шагу, в частности к побегу из воинской части. И когда эти обстоятельства на самом деле серьезные и не вызывающие сомнений, суд должен это учитывать и смягчать наказание. Так что в этом я совершенно солидарен с решением Верховного суда".
Глава комитета по обороне и безопасности Совета федерации полковник Виктор Озеров вообще не увидел в вердикте ничего особенного. "Пленум просто обобщил практику, мы давно этим занимались, - заявил Озеров корреспонденту "Газеты". - Думаю, после сокращения срока службы сократится и бегство из армии. Когда готовился новый УПК, никто не задавался целью пересажать всех "бегунков". Если сегодня возникла необходимость разъяснений, Верховный суд вправе это сделать".