Управдом - друг человека
Дмитрий Козак произнес за ЖКХ тост, а Александр Починок выписал рецепт
В недостроенной высотке «Федерация» в будущем деловом районе Москвы чиновники Минрегиона вчера совещались с управляющими организациями России, которые с лета 2008 года должны взять в свои руки управление многоквартирными домами. Атмосфера места проведения I Всероссийского совещания по управлению многоквартирными домами посредством управляющих организаций примерно соответствовала уровню развития рынка управления жилым фондом в России. Помещение с голыми бетонными стенами и потолком, увитое коммуникациями, отапливалось тепловыми пушками.
Руководство Минрегиона задерживалось, безликий оргкомитет еле справлялся с потоками прибывающей публики. Всероссийское совещание собрало человек 800, из которых чиновников оказалось примерно 600. Ожидали первого публичного выступления Дмитрия Козака, недавно назначенного на пост главы Министерства регионального развития. Интриговали заждавшуюся публику недолго, а разочаровали сразу.
Первая речь Дмитрия Козака в роли главы Минрегиона вопреки ожиданиям публики не была программной. Она оказалась короткой, скомканной, зато он выступал без шпаргалки. В течение пяти минут новый министр умудрился перепутать ТСЖ (товарищество собственников жилья) и УК (управляющие компании), подтвердил, что принял эстафету от своего предшественника Владимира Яковлева по доведению объема жилищного фонда России до 5 млрд кв. м. А завершил выступление почти тостом: "И чтобы весь этот фонд эффективно управлялся, а процесс по наращиванию эффективности управления шел бы опережающими темпами по сравнению со строительством". Совместив строителей с управдомами, Козак удалился, пообещав, впрочем, позже ознакомиться со стенограммами всех выступлений. Замминистра Юрий Тыртышов добавил к сказанному начальником не много. Он пояснил, что "доля жилфонда, в котором граждане выбрали форму управления домом, составила более 50% от общей площади многоквартирных домов". Замминистра также похвалился, что в России уже действует 4 тысячи управляющих компаний, из которых 49% - частные организации, 37% - ГУПы и МУПы, а доли муниципальных учреждений и предприятий со смешанной формой собственности составляют по 7% от общего количества.
В выступлении замруководителя управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Владимира Ефимова звучали похожие цифры, но оценивал он их более пессимистично. По итогам мониторинга ФАС, граждан-молчунов, не определившихся с выбором формы управления домом, насчитывается 55%, и это катастрофически много. Согласно жилищному законодательству муниципальные власти должны уже к 1 мая будущего года подвести итоги конкурсов по выбору управляющих компаний. За первую половину 2007 года проведен 31 конкурс на всю Россию. Неудовлетворительно и то, что среди управленцев жилфондом лишь половина относится к профессиональным компаниям, считает Ефимов. Он пожаловался, что в ФАС уже поступают гневные письма граждан, которые требуют разобраться с управляющими компаниями-мошенниками. При этом местные власти административными мерами намеренно тормозят выход на рынок управления домами компаний малого бизнеса. Дело в том, что формула, к которой стремятся власти, по преимуществу одна. Несмотря на множество вариантов управления - через ТСЖ, благодаря УК, а также непосредственно самими собственниками квартир, - чиновники неизменно требуют, чтобы граждане во чтобы то ни стало создали ТСЖ в устаревшем и неотремонтированном жилом фонде и наняли рекомендованную управляющую компанию.
Именно поэтому, считает председатель профсоюза работников жизнеобеспечения Александр Василевский, граждане так сопротивляются созданию ТСЖ и выбору управдома. "ЖКХ - это живите как хотите", - расшифровал он аббревиатуру жилищно-коммунального хозяйства в исполнении муниципальных чиновников.
Первый замглавы департамента ЖКХ и благоустройства Москвы Михаил Рыбальченко не стал полемизировать с предыдущими выступавшими. Зато он сильно удивил зал сообщением, что в Москве уже 560 управляющих компаний, в том числе 123 ГУПа, они же ДЕЗы. "95% москвичей определились с выбором формы управления, и 75% из определившихся проголосовали за дирекции единого заказчика. Сложившаяся система людей устраивает" - такое заключение сделал Рыбальченко. Хотя, как уже не раз писала "Газета", сложившаяся система отнюдь не устраивает москвичей, которые регулярно жалуются властям на то, что ДЕЗы, пользуясь имеющимся перевесом при голосовании в большинстве столичных домов (они голосуют за неприватизированные квартиры и нежилые площади), проталкивают выгодные им решения.
Впрочем, чиновник признал наличие двух болезней, которыми страдает рынок управления. Во-первых, есть много недобросовестных и непрофессиональных компаний, от которых надо защищать собственников, а во-вторых, на рынке много безалаберных собственников, от которых следует защищать добросовестные управляющие компании. В Москве, как недавно заявил мэр столицы Юрий Лужков, в 2008 году все ДЕЗы будут акционированы. Вряд ли это улучшит их работу, прогнозирует директор направления фонда "Институт экономики города" Сергей Сиваев: муниципальные АО бывшие ДЕЗы, скорее всего, обанкротят, а их активы продадут, тогда и появятся истинные управдомы.
Жаловаться на пассивность жителей при создании ТСЖ тоже не стоит. По словам Тыртышова, на то, чтобы создать товарищество, с момента принятия решения до регистрации в России уйдет от трех месяцев до полутора лет. Процесс не только забюрокрачен, но и недешев: общие затраты, по подсчетам Тыртышова, составляют около 100 тысяч рублей. "Неужели так трудно найти в муниципальном бюджете деньги для финансирования этого процесса?" - недоумевал чиновник на пресс-конференции после заседания. Журналисты в свою очередь очень удивились представлениям замглавы Минрегиона о благосостоянии муниципалитетов. Впрочем, на регистрации ТСЖ трудности не заканчиваются. Отсутствие налоговых льгот, нерешенность земельных вопросов, засилье дилетантов - вот проблемы, с которыми жильцы не желают оставаться один на один. Пассивность граждан может быть оправдана и еще одной маленькой деталью: долгом властей по капитальному ремонту домов перед собственниками приватизированных квартир в этих домах. Но, как ни странно, замминистра оказался доволен темпом создания в России ТСЖ: количество товариществ за первое полугодие увеличилось в 1,4 раза, а с 2005 года (год введения Жилищного кодекса) - в 3 раза.
Рецепт по лечению многочисленных проблем, перечисленным на совещании, выписал член Совета федерации, экс-глава Минздравсоцразвития Александр Починок, чей личный опыт состояния в ТСЖ насчитывает восемь лет. По его мнению, муниципалитетам необходимо вернуть налоги, отнятые в ходе административной реформы, региональным властям - безотлагательно завершить составление градостроительной документации, повсеместно довести до конца инвентаризацию жилфонда, включая все подвалы и чердаки. Также необходимо вступать в борьбу с Минфином за деньги на капремонт, с энергетиками - за ясные правила и цену подключения к сетям. И чуть ли не самое важное - выучить кадры для управляющих компаний. Только при этом условии рынок будет наполнен предложением услуг, которые непременно станут качественнее в конкурентной борьбе между малыми и средними предприятиями. А помочь в реализации всего этого должны саморегулируемые организации управляющих компаний. Рецепт выглядит неплохо, но будет ли Минрегион готовить по нему лекарство, неизвестно: Дмитрий Козак выступления Починка не услышал.
Управдом - друг человека?
ВИКТОР ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ, председатель комитета Госдумы по собственности (фракция «Единая Россия»):
В идеале мы имеем в виду, что управдом - это избранный гражданами человек, представляющий их интересы в отношениях с водопроводчиками, электриками и т.д.
ТСЖ получает услуги, например электричества, газа и связи, в свою очередь получая их от соответствующих сетевых компаний, то есть фактически осуществляя эксплуатацию объекта. И если товариществу собственников жилья этот гад-управдом не понравился (не соответствует требованиям эксплуатации), то оно гонит его к чертовой матери и нанимает нового.
Вот каков механизм в условиях конкурентной экономики, а не так, как сейчас в Москве, когда две компании делят между собой рынок управления. То есть сейчас управдом - противная сволочь, которая ведет хозяйственные операции от имени общества и отвечает за все (при своей-то зарплате, размер которой толкает его на злоупотребления).
Наша задача - описать этот вид деятельности, чтобы он застраховал свою ответственность перед гражданами и перед третьими лицами. Упала сосулька и покалечила человека - кто должен отвечать? Управдом.
А существующая сегодня модель отношений - это тяжелое наследие прошлого с еще чуть ли не партийной ответственностью. В условиях рынка это нам совсем не подходит.
ЮРИЙ ПРОКОФЬЕВ, бывший первый секретарь Московского горкома КПСС:
Возникают проблемы - к управдому все равно приходится обращаться. Главное, чтобы они решались. Сейчас все эти РЭУ и ДЭУ заключают соглашения с частными компаниями, а в результате получается фикция, потому что не эти компании, а все те же РЭУ и ДЭУ (они ж не ликвидируются) и занимаются эксплуатацией вашего дома, а управдом подчас играет даже роль посредника.
При этом крайне сложно создать какой-то коллектив (скажем, ТСЖ) в одном отдельно взятом доме, где люди часто и не знают друг друга. За этим кроется хитрая штука: как только создается ТСЖ, вся ответственность за ремонт дома на него и ложится. Все помнят, какие склоки бывают, когда старшие по домам или подъездам начинают решать вопрос, скажем, по домофонам или замкам. У одного денег нет, у другого - желания… А представьте, что будет, если решать вопрос о капитальном ремонте.
АХМАР ЗАВГАЕВ, член комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления (фракция «Единая Россия»):
Если он на своем месте, то друг, а если нет - тогда тяжело.
В Грозном коммунальные службы работают хорошо. Течет труба - вызываешь сантехника, он приходит трезвый (пить у нас не принято) и все хорошо чинит. У него ответственность высокая, потому что работу может потерять.
СЕРГЕЙ МИТРОХИН, депутат Мосгордумы, зампред партии "Яблоко":
Если работает в интересах жильцов - друг, а в интересах власти - враг. Швондеры и сейчас живы.
Однажды я помогал жителям дома на Садовом кольце снять рекламные щиты, загораживающие окна. Они собрались, но вдруг подходит человек и говорит: «Вы не имеете права собираться, потому что я председатель домкома!» И показывает справку из управы. Его, естественно, нецензурно послали. Характерный случай: его жители не знают, но он представляет "мнение общественности".
АРКАДИЙ ИНИН, писатель, сценарист:
Была в нашем доме заботливая дама, буквально облизывала каждого жильца. Выходишь утром за почтой - она спрашивает: «Мы вчера стояк перекрывали, это никак на вас не отразилось?» И был другой управдом - тоже женщина, но совершенно невыносимая, потому что к ней по любому вопросу надо было на прием записываться. Она жила в нашем же доме, но просто так во дворе к ней нельзя было подойти и спросить: «У меня течет потолок. Как быть?» Она отвечала: заходите завтра с 10 до 11 и рассказывайте, что у вас там течет.
Так что, как и во многом, здесь все от людей зависит. А вопрос ваш можно распространить на всю страну: от «Управдом - друг человека или нет?» до «Президент - это друг или не друг?».