Замкнутый ингушский круг
Недовольство населения растет пропорционально количеству преступлений

Ситуация в Ингушетии грозит перейти в стадию неуправляемого кризиса. В ночь на вторник произошло новое убийство: в собственном доме в станице Орджоникидзевская были расстреляны Василий Люляков и два его сына. Двумя днями раньше, неизвестные, вооруженные пулеметами и гранатометами, напали на пост при въезде в село Сурхахи. Ранен милиционер. В республике ходят слухи, что в ночь на 11 сентября в лесных массивах гремела артиллерийская канонада, а спецслужбы утверждают, что здесь появились эмиссары "Аль-Каиды". Самый тревожный признак - растущее недовольство местных жителей.
Одни винят во всем федералов, другие - Мурата Зязикова, третьи - обе стороны, но почти никто - боевиков. Центр стоит перед выбором: оставить непопулярного президента (считается проявлением твердости) или сменить его (считается слабостью). Второе исключено в канун выборов. Значит, замкнутый круг.
Похороны семьи 55-летнего Василия Люлякова и его сыновей 19-летнего Яныша и 26-летнего Петра Григоращенко в Орджоникидзевской пройдут сегодня. Жертвы - по национальности цыгане. Цепь преступлений против граждан нетитульной нации в Ингушетии продолжается: ранее в Орджоникидзевской были убиты семьи Терехиных и Ким, а в соседнем селе Карабулак - семья Драганчук.
Зампредседателя фракции «Единая Россия» в Госдуме Франц Клинцевич:
"Не секрет, что раньше Ингушетия была «отстойником» для чеченских боевиков. Они зализывали там раны, а в Чечне воевали. Сегодня в Чеченской Республике наконец-то начали наводить порядок: там большое количество внутренних войск и милиции, власти начали системно подходить к вопросам обеспечения безопасности. Президент Ингушетии Зязиков, кстати, тоже начал наводить порядок. Все эти процессы совпали и сейчас дали о себе знать терактами в Ингушетии. Кроме того, на носу выборы в Госдуму, а значит, есть указание из-за рубежа дестабилизировать обстановку. Боевикам приходится отрабатывать полученные ранее деньги. А в Ингушетии пока еще несложно создать деструктивную обстановку: в самой республике есть немало представителей элиты, не согласных с тем, что делает глава региона".
Дом Ляликовых находится в самом конце улицы Комсомольская. В стареньком доме 147 выросло четыре поколения. Старший сын покойного главы семьи Андрей говорит, что около полуночи в дом ворвались трое мужчин. "Мы цыгане, - говорит Андрей. - У нас двери никогда не запираются, да и воровать у нас нечего, вот смотрите". В четырех маленьких комнатах действительно минимум мебели - кровати, стол и трюмо, уже завешанное пестрой простыней. "Отец спал в одной комнате, Яныш - в другой, а Петр со своей женой в третьей, - продолжает он. - Они собрали всех в одной комнате и расстреляли".
Родственники Ляликовых восстанавливают картину по словам жены покойного Петра. Молодая невестка, уже мать троих детей, в скором времени родит четвертого. Она все еще находится в шоке и ни с кем не говорит. "Трое мужчин были в масках и черной одежде, все говорили с чеченским акцентом. - рассказывает одна из сестер Василия Ляликова. - Сначала они убили собаку, потом собрали Васю, Петра и Яныша в одной комнате и застрелили. Хотели убить еще и невестку с детьми, но один из них сказал двум другим, чтобы не трогали. Едва зайдя в дом, они спросили: "Где деньги?" Вася стоял на коленях и просил: "Забирайте все, что есть, убейте меня, но детей не трогайте!" Его сыновья стояли на коленях молча. Так погибли. Бандиты сняли с Васи простые часы и золотое кольцо и ушли".
Напротив Ляликовых живут русские, справа - ингуши. Утром все помогали пострадавшей семье: кто принес воду, кто чистые простыни. Они говорят, что цыгане Ляликовы были хорошими, порядочными соседями. "Они не те цыгане, которых все не любят. Не воруют, не гадают, не грабят, - со слезами рассказывала корреспонденту "Газеты" пожилая Клавдия Ивановна из дома напротив. - У Васи была старая машина. Бывало, попросишь его: Васенька, отвези в больницу, на поминки или еще куда. Возил без разговоров".
Другая соседка - Дагмара Степанова сказала: "Единственное, что в них было цыганского - это многодетность. Да, они были неграмотными, сыновья в школу не ходили. Зато были колхозниками, трудягами. Дай им ручку, ничего не напишут, а посади любого на трактор - и починят, и поедут".
В РОВД Сунженского района корреспонденту "Газеты" не дали официальных комментариев. Но не под запись члены работавшей на месте происшествия оперативной группы назвали привычный в глазах местных жителей источник бед - федеральные спецслужбы. Один из следователей даже заявил: "Их прислали сюда дестабилизировать обстановку. Но официально этого никто не скажет. Понятно, почему начальник РОВД от вас прячется: ему что-то нужно говорить, а сказать-то нечего. Кроме всякой дежурной чепухи: следствие ведется, розыск продолжается, убийцы будут найдены и ответят по всей строгости закона. Все в Ингушетии знают, кто убивает людей, но боятся сказать. Кстати, уезжайте отсюда по-хорошему. Что-то не то нароете - справятся и с вами".
Такая точка зрения - самая распространенная в республике (вторая по популярности - осетинский след). Конечно, не стоит сбрасывать со счетов традиционную склонность жителей Северного Кавказа к конспирологии, но ссылки властей на Доку Умарова и "Аль-Каиду" только раздражают население. О некой силе, торпедирующей стабильность в Ингушетии, непрерывно говорят все - от Мурата Зязикова до местных силовиков и рыночных торговок. Если ситуация кардинально не изменится, то Ингушетия способна стать той пороховой бочкой, которая взорвет всю политическую систему России.