Хлеб подложил свинью
России грозит не дефицит зерна, а резкое удорожание мяса
Россия будет с хлебом, но без мяса. К такому выводу пришли участники брифинга в агентстве "Росбалт", посвященного ситуации на российском зерновом рынке. По их общему мнению, «ценовая истерия», к которой привел ажиотажный спрос на зерно, куда больше отразится не на стоимости буханки хлеба, а на конечной цене мяса и молока. А это, в свою очередь, значительно сильнее ударит по стоимости продовольственной корзины.
По данным экспертов, потребление хлеба в России устойчиво падает. Прежде всего это связано с ростом доходов населения и «перетеканием» роста потребления хлеба на мясо. Цены на зерно сильно отражаются в цене на животноводческие корма, которые составляют 70% себестоимости мяса. На каждый килограмм живого веса отечественной свиньи приходится примерно 4,6 кг корма. Это в два раза выше, чем в Европе (мировая норма 2,6 кг). «Но мы от нее еще в большом технологическом отрыве, -- говорит президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. -- Несмотря на нацпроект развития АПК».
«Цены на зерно в ЕС тоже запредельные, -- признается г-н Злочевский. -- Но там это компенсируется государственными субсидиями». Мы же, по его словам, создаем неравные условия для наших животноводов.
Однако в высоких ценах на зерно есть и позитивный момент, считает эксперт: «Чем дороже зерно, тем более высокотехнологичные корма изготавливаются, чем дешевле, тем менее технологичные». «Высокотехнологичными» считаются белковые корма. А так как основными поставщиками животноводческой продукции в России являются личные подсобные хозяйства, то и рацион животных состоит в основном из углеводов, что делает мясо очень жирным. «Такое мясо не соответствует требованиям мясокомбината, -- говорит Аркадий Злочевский. -- И производить его с учетом высоких цен на зерно становится нерентабельно».
Причина скачка цен -- засуха и неурожаи во многих странах мира. Да и зерновым регионам России природные катаклизмы нанесли серьезный ущерб. Однако в некоторых регионах жара повлияла значительно меньше и урожайность там даже выше, чем в прошлом году. Всего же валовой сбор зерна в России, по оценкам экспертов, в 2007 году ожидается на уровне 76 млн тонн, что соответствует прогнозам Минсельхоза. «Это немного ниже прошлогоднего, -- поясняет Андрей Сизов, генеральный директор аналитического агентства «Совэкон». -- Но не критично для продовольственного сектора, а отразится лишь на экспортных возможностях страны».
О дефиците зерна в России речи нет, но проблема его транспортировки все же беспокоит мукомолов и хлебопеков. По мнению управляющего делами Российского союза мукомольных и крупяных предприятий Николая Рыбакова, железнодорожные тарифы «полностью отрезают нас от дальних регионов, в которых мы покупаем пшеницу для Центральной России, где живут 52 млн человек». «И если Сибирь раньше поставляла сюда муку, то стартовые цены стали таковы, что это дело оказалось невыгодным, -- поясняет он. -- Таким образом, Минсельхоз называет одни цены на зерно, а после того, как мы привозим его в Москву, цена возрастает с 5000 руб. за тонну до 7500».
Чтобы придать больше прозрачности рынку, осенью этого года начнутся фьючерсные торги на Зерновой бирже. По замыслу организаторов она поможет лучше ориентироваться в ценах и зерноторговцам, и государству. «Нам крайне необходимо организовать фьючерсную биржу, поскольку наличные поставки зерна через биржу зерновики осуществлять не будут, -- заявил Аркадий Злочевский. -- Однако серьезно она будет работать тогда, когда будет гарантировано страхование рисков».