Добыча угла
Демократический аудит нацпроекта «Доступное жилье»: год за метр
![Добыча угла](https://obshchayagazeta.eu/sites/default/files/uploads/articles/21272/237big.jpg)
Институт «Общественная экспертиза» провел пилотное исследование «Демократический аудит национального проекта «Доступное жилье — гражданам России».
Суть аудита — в сравнительном анализе заявленных властью целей и реального положения дел. Для такого анализа важно выбрать прозрачную систему понятных показателей, позволяющих дать адекватную оценку. В названии нацпроекта ключевое слово — «доступное». Оценить доступность жилья можно, узнав, сколько квадратных метров средний россиянин может купить, если будет копить деньги в течение года, урезая себя во всем. Или сколько лет надо вкалывать, чтобы, затянув пояс, при сегодняшней конъюнктуре скопить на среднюю «двушку».
Статистика — вещь лукавая, особенно российская статистика. Но цифры, используемые в нашем индикаторе, близки к реальности, поскольку легко проверяются.
Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют, что средний россиянин в состоянии за год накопить (или выплатить кредит) за 1 метр жилья. Средняя «двушка» — 50—60 квадратных метров. Продолжительность жизни среднего российского мужчины — 57 лет. Получается: жизнь за квартиру. И то не получается, поскольку зарабатывать начинают не с момента рождения, а кредит сроком на 60 лет никто не даст.
Россия — самая гетерогенная страна в мире. Разница между российскими регионами больше, чем между странами в Европе. Из приведенной таблицы следует, что самое «доступное» жилье в России там, где зимой минус 50 градусов, а зима — почти круглый год. На Таймыре и в Ненецком автономном округе можно за 10—15 лет заработать на квартиру. Это очень утешительно.
Среди аутсайдеров дополнительных комментариев заслуживает Московская область, где жилье стало недоступным для местных жителей, поскольку подмосковный рынок недвижимости «разогрет» соседними московскими ценами, и даже средней руки долларовый миллионер, не будучи в состоянии позволить себе купить квартиру в Москве, покупает ее в ближайшем Подмосковье.
Московский рынок жилья — отдельная история. За последние годы он трансформировался из потребительского рынка в финансовый. Высокие цены на нефть, нестабильность евро и доллара, а также память о дефолте и «пирамидах» делают недвижимость практически единственным разумным вложением свободных денег.
За год реализации проекта цены на жилую недвижимость выросли на 100%, после чего словосочетание «доступное жилье» звучит как издевательство. Причем окончательно недоступным жилье становится благодаря усилиям власти, направленным как раз на реализацию нацпроекта «Доступное жилье». Знаменитый 214-й закон о защите дольщиков не только не смог защитить этих самых несчастных, но вместо этого взорвал рынок недвижимости, спровоцировав резкий скачок цен и обвал объемов строительства.
Тогда чиновники решили бороться с ростом цен. Министр регионального развития Яковлев предложил обложить налогом покупку второго жилья. Власти решили запретить продажу недвижимости в Москве иногородним. Прокуратура занялась проверкой застройщиков, пытаясь раскрыть их заговор, приведший к повышению цен. Естественная и логичная реакция рынка на эти умелые действия властей — сокращение объемов застройки. Жилье вследствие этого становится еще недоступнее.
В основе любого проекта, тем более национального, должна лежать идея, ноу-хау. Такие идеи позволили Рузвельту вырвать Америку из Великой депрессии, немцам и японцам — совершить экономическое «чудо».
«Доступное жилье» — это не идея, а цель. Это ответ на вопрос «зачем». Идея должна отвечать на вопрос «как». Нацпроект вместо внятного ответа на этот вопрос предлагает продолжать рутинную программу «Жилище», стартовавшую еще в 2002 году. Чиновники вместо ответа на вопрос «как» гордятся тем, сколько бюджетных миллиардов выделено на реализацию нацпроекта.
По данным риелторов, за период действия нацпроекта «Доступное жилье — гражданам России», помимо двукратного роста цен на жилье, произошли следующие изменения в этой сфере. Объемы ввода строящегося жилья начали сокращаться, и если эта тенденция не остановится, то они упадут на следующий год на 20—25%. Еще одна тенденция касается социального портрета покупателя жилья. Если в 90-е годы это был в основном предприниматель, то сегодня самый массовый покупатель недвижимости — это чиновник.
Если под гражданами России подразумевать чиновников, то нацпроект можно считать реализованным.
Осенью этого года «Левада-центр» провел исследование общественного мнения, которое показало, что большинство россиян считают национальный проект «Доступное жилье», увы, бесполезным…
Сравнительный анализ доступности жилья в регионах РФ
Расчеты произведены по следующей схеме: из среднего годового дохода жителя каждого региона вычитался средний годовой расход (минимальный — только чтобы не умереть с голоду), а полученный средний годовой остаток был разделен на среднюю стоимость квадратного метра жилья в этом регионе.