Рубль обесценят в 2010 году
Алексей Кудрин предрекает девальвацию национальной валюты
Укрепление рубля – не вечно, уже через несколько лет государство может столкнуться с необходимостью девальвировать национальную валюту. Столь печальный прогноз для получателей рублевых зарплат и владельцев банковских счетов сделал министр финансов Алексей Кудрин.
По его словам, прогноз социально-экономического развития страны строится из расчета, что цены на главное экспортное богатство страны – нефть – в ближайшие годы будут понижаться. Если в 2007 году баррель будет стоить 61 долл., то в 2008-м его цена опустится до 56 долл., в 2009-м – до 52, а в 2010-м и вовсе окажется на отметке 50 долл. В этом случае приток нефтедолларов в страну резко сократится, что с учетом всевозрастающего импорта и оттока капитала приведет к отрицательному сальдо платежного баланса страны. Иными словами, вместо проблемы, куда девать долларовые сверхдоходы, государство будет бороться с проблемой нехватки иностранной валюты для поддержания курса рубля. В такой ситуации Центробанк будет вынужден либо продавать золотовалютные резервы, либо пойти на обесценивание рубля. Впрочем, по словам министра, если ЦБ решится на девальвацию, то она с учетом инфляции будет небольшой и постепенной – в пределах 1–3%. Впрочем, по мнению министра, к серьезным негативным последствиям такое решение не приведет, учитывая нынешнее ежегодное укрепление рубля в пределах 10%.
Заявление о возможной девальвации рубля Алексей Кудрин сделал в ходе лекции в Академии бюджета и казначейства. Это второе заявление, в котором министр, переквалифицировавшись в лектора-экономиста, напоминает о том, что нынешнему финансово-экономическому благополучию через несколько лет придет конец. Три недели назад, в ходе предыдущей лекции в академии, Кудрин сообщил, что уже через 3–4 года, «если цена нефти не будет прирастать, а счет текущих операций начнет снижаться», власти могут пойти на расходование сверхрезервной части усиленно накапливаемого сейчас Стабфонда. По его словам, к тому моменту сальдо внешнеторгового баланса России может стать нулевым, однако поскольку экономика будет расти, то она будет нуждаться в приросте денежного предложения, «и тогда в виде определенных инструментов эти средства можно будет начать потихонечку вводить в экономику».
Отметим, что глава Минфина считает, что повод для девальвации и начала траты Стабфонда появится при снижении цены нефти до 50 долл. за баррель. Еще два года назад этот рубеж был рекордным, в то время Минфин и Центробанк ломали голову над тем, как «переварить» неожиданно свалившиеся на страну сверхдоходы. За это время указанная цена стала рассматриваться уже не как рекордный показатель, а как минимум, при котором финансовая система и экономика страны столкнутся с дефицитом валюты. Подсев на нефтяную иглу, экономика так и не смогла максимально эффективно использовать свалившиеся на нее сверхдоходы.
Впрочем, расчеты Алексея Кудрина еще выглядят более или менее оптимистичными. Независимые эксперты предупреждают, что девальвация рубля может больно ударить по банковской системе страны, а Стабфонд начнут тратить намного раньше. Старший экономист Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) Наталья Волчкова опасается, что к тому моменту, когда мировые цены на нефть упадут до 50 долл. за баррель или ниже, все, что можно распечатать, будет уже распечатано. «Выбирая инструменты, правительству придется сначала залезть в собственные запасы, компенсируя потери бюджета при огромных расходах, – отмечает эксперт. – Этот шаг будет наиболее безболезненным, чего не скажешь о таком методе, как девальвация национальной валюты, которая ударит по рейтингу страны гораздо сильнее, причем под ударом окажется прежде всего банковская система». От того, насколько сильно упадет рубль, будет зависеть и ее устойчивость, и состояние отраслей отечественной экономики. «Выиграют, наверное, импортеры, но насколько долгой будет для них передышка и смогут ли они ею воспользоваться в полной мере – большой вопрос…» – считает Волчкова.
Эти опасения разделяет и аналитик ИК «Финам» Ольга Беленькая. «Все зависит от масштабов и скорости девальвации, – отмечает эксперт. – Если это решение будет реализовано внезапно, может начаться паника среди экономических агентов и населения, что приведет к дестабилизации финансовых рынков и скажется на темпах инфляции».
В свою очередь, главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков допускает, что девальвация рубля может начаться и гораздо раньше – начиная с будущего года. Впрочем, серьезной проблемой для экономики, по его мнению, она не станет. «Девальвация – это нормальный процесс, – уверен аналитик. – Возьмем для примера мировые валюты: английский фунт, американский доллар, японская иена – их курс колеблется в течение последних 5–10 лет в рамках десятков процентов, и мир, как мы видим, не рушится». По мнению Гавриленкова, когда Центробанк уйдет с рынка – а он понемногу будет это делать, – мы просто узнаем реальный курс рубля в реальной экономической ситуации.