Мой регион - моя крепость!
В белгородской области в третий раз откладывают суд по иску ФАС к губернатору Евгению Савченко, о причинах переноса заседания широкой общественности не сообщается
Об этом стало известно 5 апреля. ФАС России в очередной раз перенесла судебное заседание по иску к главе региона, администрации Белгородской области, а также ряду фондов и коммерческих компаний. О причинах, послуживших отложению дела в долгий ящик, не сообщили. Общественность в недоумении и возмущении – тишина вокруг громкого дела и непонятные затяжки наводят на мысль о неких договоренностях. Ранее антимонопольная служба уже откладывала рассмотрение на месяц – с 27 декабря 2015 года до 25 января текущего года – по ходатайству обвиняемой стороны о дополнительном ознакомлении с материалами дела, и позже еще на три месяца – до 5 апреля. Но в назначенную дату суд вновь не состоялся. При этом срок очередного рассмотрения пока не назначен.
«Резиновый суд» и всепрощающий ФАС
Чего ждут антимонопольщики? задаются вопросом представители возмущенной общественности, ведь времени, выделенного ответчику для ознакомления с материалами дела, было вполне достаточно. Создается впечатление, что ФАС за 4 месяца, прошедших с момента возбуждения дела, несколько смягчил свою позицию. В январе этого года руководитель регионального УФАС Сергей Петров даже пресс-конференцию провел, где отметил, что дело о нарушении антимонопольного законодательства губернатором Савченко, не является уголовным. Руководитель Белгородского УФАС подчеркнул, что задача комиссии ведомства состоит только в том, чтобы установить, есть ли нарушение антимонопольного законодательства в действиях главы региона или нет. Никакие приговоры в понятии уголовного процесса комиссия выносить не будет, так как ФАС России не наделён такими правами, с особым ударением в голосе отметил тогда он. Однако согласно закону (ст.14.32 КоАП), если нарушения антимонопольного законодательства со стороны губернатора найдут судебное подтверждение, ему может грозить дисквалификация на срок до трех лет. То есть ФАС, по мнению некоторых политологов, могла бы спокойно нанести вполне законный удар по человеку, который держит в руках все ниточки экономической модели развития Белгородской области, которую еще называют «белгородским экономическим чудом». Но руководство областного управления Антимонопольной службы такой ответственности, судя по всему, на себя брать не собирается. Как подчеркнул сам Сергей Петров, примеров наложения административных штрафов в рамках административной процедуры на руководителей субъектов Российской Федерации он не знает. Значит, и Евгению Савченко за серьезные нарушения ничего не грозит.
К тому же, максимальный срок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства составляет всего девять месяцев. Так что, сторонам осталось еще немного потянуть время и дело будет прекращено за отсутствием нарушения. По крайней мере, такая точка зрении уже бытует в местных СМИ.
Впрочем, лезть на рожон, ругаться и спорить с руководством федерального органа не собирается и сам губернатор. В последнее время больно уж хорошо он отзывается о работе антимонопольщиков. Что касается сложившейся ситуации, то Савченко сотрудников ФАС даже похвалил, отметив, что на чрезмерную «жесткость» в администрировании внебюджетных фондов они указали правильно, однако подчеркнул, что регион не откажется от добровольных пожертвований, которые составляют «не один миллиард рублей ежегодно».
«Федеральная антимонопольная служба правильно обратила наше внимание на то, что собирать эти средства можно – это исключительно добровольные взносы. Но не нужно администрировать так, как мы это делали. Нам указали на это. Возбудили дело. Мы им за это благодарны», - сказал белгородский губернатор.
Белгородские активисты предполагают, что инициатива ФАС привлечь к ответственности нарушителей сойдет на нет. Слишком уж фигуры важные и для области весомые. Замечательный бы получился сюжет для чеховского рассказа. Парадокс: чиновники ФАС местной власти не подчиняются, но расшаркиваться перед ней все равно считают своим долгом.
История вопроса
Для того чтобы предполагать и делать выводы коротко напомним. В конце ноября 2015 года ФАС возбудила дело против Евгения Савченко по подозрению в принуждении сельхозпроизводителей к перечислению 3,1 млрд рублей во внебюджетные фонды. Основанием для возбуждения дела стала найденная при проверке копия протокола поручения, в которой губернатор обязывал получивших региональную финансовую поддержку сельхозпроизводителей региона вернуть 1,7 млрд рублей в Фонд содействия и 1,3 млрд рублей в Фонд продвижения, а также перечислить в Фонд продвижения 15% от полученных федеральных средств по экономически значимым программам в сумме 177,6 млн рублей. За эти «добровольные» взносы областные власти предоставляли средства из внебюджетных фондов отдельным сельхозпроизводителям на льготных условиях без конкурсных процедур, а также снизили стоимость арендной платы сельхозугодий. Кроме губернатора в качестве ответчиков привлечены Фонд продвижения продукции производителей и Фонд содействия развитию инженерной, строительной и социальной инфраструктуры Белгородской области, ООО «Дирекция инвестиционного развития», ОАО «Корпорация «Развития», ООО «Зеленая долина-Агро», ООО «Молочная компания «Зеленая долина-2», АО «Молочная компания «Зеленая долина», ООО «Нива», ОАО «Новопесчанское», СКПК «Лотос», ООО «Молочная компания «Северский Донец», ООО «Старооскольский ликероводочный завод «Люкс».
На первый взгляд в том, что предприниматели, жертвовавшие больше, получали и большую поддержку, нет ничего криминального. Дифференциация ставок арендной платы - широко распространенный механизм поддержки регионами разных проектов. Например, это касается учреждений социальной сферы, они платят меньшую арендную плату. Так и в этом случае, поддержку получали те компании, которые вносили во внебюджетные фонды больше средств. Однако, по мнению независимых СМИ, подобное распределение средств скорее напоминает «распил», при этом пирог делили, что называется внутри семьи.
Клан Евгения Степановича
Одними из ответчиков являются пять компаний, входящих в ГК «Зеленая долина». Компания была создана в 2011 году по ИНИЦИАТИВЕ ГУБЕРНАТОРА. В деле также фигурирует ООО Молочная компания «Северский Донец», учрежденная совладельцами «Зеленой Долины» Сергеем Алтуховым и Сергеем Юдиным (Напомним, Сергей Юдин некогда занимал пост заместителя начальника департамента экономического развития администрации Белгородской области. Затем был начальником Департамента стратегического развития и зампредседателя Правительства области. Когда-то идеолог громкого проекта «Аврора-парк»). Не стоит удивляться тому, что помогает Евгений Степанович своим же, бывшим в подчинении чиновникам, теперь бизнесменам, взятым под его заботливое крыло.
Немаловажный факт – генеральным директором ОАО «Корпорация развития» Белгородской области является Михаил Савченко, племянник губернатора. Топ-менеджером крупнейшего оператора регионального инвестиционного рынка Савченко стал в 25 лет. До этого молодой человек занимал пост заместителя главы Шебекинского района. Очень может быть, что молодой Савченко умен и безумно талантлив и родственные связи с губернатором не имеют к его назначениям никакого отношения. Однако в области ходят упорные слухи, что родственники Евгения Степановича не только контролируют часть аграрного бизнеса в регионе, но и поддерживают политико-деловые отношения с местными олигархами. Поговаривают также, что Михаил Савченко и Сергей Юдин вошли в состав областной антикризисной комиссии, возглавляемой первым замгубернатором Валерием Сергачевым.
А еще в области говорят, что руководство «Зеленой Долины» с семьей губернатора связывают и давние дружеские связи. Бизнесменов Юдина и Алтухова Евгений Степанович лично опекал и поддерживал в самом начале их коммерческой карьеры. И сейчас они стали практически членами его семьи.
К слову, семья губернатора, по информации независимых белгородских блогеров, контролирует целый ряд бизнес-структур в регионе. К примеру, одна из дочерей губернатора, Ольга, стала соучредителем компании «Крит», «дочка» которой, фирма «Южный полюс», выступила инвестором и застройщиком торгово-развлекательного комплекса «Сити-Молл Белгородский». В 2009 году госпожа Савченко создала компанию «НБ–Ритейл, открывшую в Белгороде несколько магазинов одежды, в том числе как раз в «Сити-молл «Белгородский».
Поговаривают и о родственниках руководителя региона в госаппарате. Например, главой администрации Белгородского района назначен некто Андрей Савченко, по слухам, якобы состоящий в родственных отношениях с губернатором.
Есть мнение, что организации, связанные с родственниками Савченко, получают прибыль от государственных структур. Ольга Савченко в 2004 году создала языковой центр «Интерлингва», специализирующийся на обучении английскому, после чего Белгородский госуниверситет (БГУ) стал отправлять на учебу туда своих сотрудников. Другими словами, структура дочки губернатора извлекала прямой доход от сотрудничества с БГУ (которым руководит бывший заместитель главы региона), хотя родным чиновников запрещено вести бизнес с госструктурами, находящихся в зоне ответственности их высокопоставленных родственников.
Получается картина маслом. В самом центре современной России спокойно процветает осколок феодального княжества, своего рода крепость, воздвигнутая за годы правления белгородским губернатором. И внутри сего непреступного сооружения, свои вассалы – получающие за добрую службу и земли, и золото, свои опричники (в том числе криминалитет, способный решить любую проблему с неугодными бизнесменами, в том числе и силовыми методами), и даже федеральные структуры, не находящиеся в подчинении, и те проявляют лояльность к хозяину этой крепости. Любые попытки пробить «стену», заканчиваются ничем. Создается впечатление, будто неведомая сила, где-то на верху бережет властителя всея белгородчины. Какое же мощное оружие нужно, для того, чтобы пробить хотя бы маленькую брешь в крепких крепостных стенах. У ФАСа, похоже, патроны не того калибра. Может, наконец, сами жители области скажут свое слово? Или в ход должны пойти другие «мортиры» и «боеприпасы», разрушившие, казалось бы, незыблемые и вечные твердыни Александра Хорошавина и Вячеслава Гайзера?