Фавн живет на берегу и иногда выигрывает
Объявлены лауреаты литературной премии Дебют
Позиции "Дебюта", впервые врученного в 2000 году, становятся год от года все более прочными. Все чаще можно услышать, как эту премию, предназначенную для авторов не старше 25 лет, упоминают в одном ряду с "Букером" и "Большой книгой". В этом году жюри, возглавленное писателем Анатолием Приставкиным, наградило пермского поэта Владимира Кочнева, жителя Ташкента Валерия Печейкина за остросоциальную пьесу "Соколы" и москвичку Ольгу Онойко за фантастический роман "Хирургическое вмешательство", написанный в жанре альтернативной истории.
Лучшим автором рассказов признали петербурженку Ирину Глебову, а в номинации "Крупная проза" лауреатом стал сын известного томского писателя-фантаста Юлия Буркина: победу Станиславу Буркину принес роман "Фавн на берегу Томи". В номинации "Молодой русский мир", отслеживающей творчество молодых русскоязычных авторов, которые живут за пределами России, первую премию получил Дмитрий Вачедин из Германии за рассказ "Стрелок небесной лазури".
Двое из награжденных рассказали о себе и своих творческих установках. "Я мотивирую свою работу чисто религиозными принципами, - сказал лауреат в номинации "Крупная проза" Станислав Буркин. - Я христианин, и хочу передать людям то, что вложил в меня Новый Завет. Хочу, чтобы как можно больше людей узнало о добре, а также о зле и том, как оно может вторгнуться в их жизнь и как с ним бороться. Хотя я не профессионал, не священник, я делаю это по-своему. Если что-то в моей книге противоречит учению церкви, я буду вынужден от этого отказаться. Но с другой стороны - я работаю, делаю свое дело. Есть, конечно, всякие побочные желания - например, было бы очень здорово, чтобы мою книгу прочитали, чтобы кто-то порадовался и поблагодарил. Я не считаю, что это тщеславие и грех. Я руководствовался определенной задачей - открыть на мистической карте России город Томск. Томск - это сибирские Афины, самый культурный город в Сибири. В какой-то момент я понял, что никто еще не отразил мистическую душу этого города так, как Булгаков сделал это в отношении Москвы. Я с этой задачей успешно справился, как мне кажется. И не только мне".
"Сперва мне было не важно, прочтет ли меня кто-либо, я просто писал, - признался лауреат в номинации "Поэзия" Владимир Кочнев. - Я жил в городе Чайковском Пермского края, затем переехал в Пермь и там нашел возможность для творческого роста. Потом поступил на заочное отделение Литературного института. Первые мои настоящие стихи были написаны под влиянием Перми и Москвы. Поэтическая среда для меня важна, хотя и не так, как была важна два-три года назад. Я не думаю, что в поэзии все уже сказано. Это так кажется, а потом появляется поэт, который говорит абсолютно по-новому. Я стараюсь убирать чужое, слушать себя. Я пишу верлибром, но звук в нем тоже присутствует. Известно, что, когда Овидий жил среди варваров, они признавали в нем поэта, потому что слышали звук".