Разводишься - отдай квартиру детям
Мосгордума предлагает революционные поправки в Жилищный кодекс
В имущественных отношениях между членами семьи может появиться новая норма - нечто вроде брачного контракта, причем обязательного. Внести соответствующие поправки в Жилищный кодекс решила вчера Мосгордума, а депутаты Госдумы пообещали их принять. Суть предложения такова: при вселении членов семьи собственника в принадлежащую ему квартиру, владелец обязан подписать соглашение с каждым вселяющимся о правах пользования жильем, а также о гарантиях детям в случае развода.
После вступления в силу 1 марта 2005 года нового Жилищного кодекса (ЖК) банальные на первый взгляд дела о разводе и разделе имущества все чаще становились громкими, поскольку в результате несовершеннолетние дети фактически оказывались бомжами. Дело в том, что согласно новому ЖК при разводе право общей собственности на жилье возникает лишь в том случае, если супруги приобретали его находясь в браке. А если один из супругов въехал в уже приватизированную квартиру, то в случае распада семьи он останется без прав на это жилье, если иное не предусмотрено, например, брачным контрактом.
Масла в огонь подлил Верховный суд, постановивший 23 ноября 2005 года: «Если ребенок по соглашению родителей остается проживать с тем из родителей, у которого в собственности жилья не имеется, он является бывшим членом семьи собственника жилого помещения и подлежит выселению вместе с бывшим супругом».
После определения Верховного суда прецеденты не заставили себя ждать. По данным депутата Госдумы Галины Хованской, в России уже насчитываются сотни вступивших в силу решений о выселении бывших членов семьи, причем десятки таких случаев - в Москве. Госдума попробовала изменить ситуацию: в мае этого года приняты поправки в спорные статьи жилищного законодательства. В частности, в нормы ЖК, касающихся выселения бывших членов семьи собственника, вставили фразу «исключая несовершеннолетних». «Этого явно недостаточно, - считает Галина Хованская. - Из группы риска исключают детей, но в ней остаются, например, престарелые родители собственника или другие его недееспособные родственники».
Сочли недостаточным законопроект и в Мосгордуме. «Мы пошли дальше, - заявил вчера спикер Мосгордумы Владимир Платонов, - добавили в законопроект, что не может быть прекращено право на жилье не только несовершеннолетних родных детей собственника, но и усыновленных им детей». Однако главная идея Мосгордумы в другом - если собственник жилья хочет прописать в свою квартиру члена семьи, то он обязан заключить с ним соглашение. По мнению Платонова, благодаря этой норме снизится количество судов. «Говорят, тогда семей станет меньше. Зато они будут крепче», - добавил спикер Мосгордумы.
Готовность поддержать эти поправки вчера высказал зампредседателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев. «Я думаю, у поправок есть перспективы», - добавил он.
Впрочем, станет ли эта норма панацеей - большой вопрос. «Сама по себе идея правильная, - считает Галина Хованская. - Но без комплекса других поправок в ЖК и Гражданский кодекс (ГК) она недостаточна». Так, никто не сможет заставить собственника квартиры подписать соглашение с членами его семьи, если он их уже зарегистрировал в квартире. То есть здесь все останется по-прежнему. Кроме того, считает депутат, даже оговорки в ЖК о невозможности выселения несовершеннолетних детей ничего не гарантируют. «Типичная ситуация: папаша продает квартиру, а иск о выселении его несовершеннолетнего сына подает уже новый собственник, - рассказывает Хованская. - В этом случае суд принимает решение, руководствуясь не Жилищным, а Гражданским кодексом. А статья 292 ГК позволяет выселить и ребенка».
По мнению адвоката Андрея Князева, закончится провалом и история с обязательными соглашениями между собственником квартиры и вселяемыми членами его семьи. «Это невозможно на практике, так как сразу возникает много бюрократических трудностей, - уверен адвокат. - Например, если мама решит продать свою квартиру в Кирове, и для этого ей придется искать сына, с которым заключено соглашение. А парень ушел к девушке, и как его искать - непонятно. Скорее всего, чиновники придумают и другие препоны, например запретят без этой бумаги оформлять другие документы - об ипотеке, дарственную и так далее. Очевидно, что эта норма, прежде всего, станет причиной роста уровня взяточничества». Кроме того, недоумевает адвокат, непонятна процедура составления таких соглашений: «Если бумагу надо будет заверять у нотариуса, то собственнику придется ему платить. С какой стати?» «Должны быть разработаны нормы государственной защиты детей, инвалидов и других людей из группы риска, - считает Князев, - а принуждать нормальных людей подписывать соглашение - это неправильно. Это как запретить регистрацию браков без брачного контракта».
Свои предложения о защите от жилищного произвола людей из группы риска есть у Галины Хованской. Она предлагает ввести норму об обязательном соглашении. А кроме того, прописать в законе обязанность суда в случае принятия решения о выселении бывшего члена семьи обеспечить его жильем. Конечно, в строго оговоренных случаях, например если у него нет права собственности на другое помещение. Эти поправки в ЖК Госдума еще год назад приняла в первом чтении, однако дальше дело так и не пошло. «25 мая я отправила готовый ко второму чтению проект на заключение в правительство, но пока ответа оттуда нет», - сетует Хованская.