Какой такой Арбат?
Московские власти озвучили идею возвращения движения транспорта по Старому Арбату. Если этот план реализуется, город потеряет еще одну достопримечательность, а транспортный коллапс внутри Садового достигнет апогея
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов сделал шокирующее заявление. На Арбат надо снова запустить транспорт, говорит он. Ибо улица не отвечает своему «пешеходному» имиджу, в котором она пребывает последние 28 лет. «Пешеходность Старого Арбата — это скорее дань советской уличной традиции. Есть параметры пешеходной улицы, которые делают ее живой», уверен архитектор. Ему вторит глава одного из первых частных архитектурных бюро – «Остоженка» Александр Скокан. Арбат не соответствует пешеходной улице по параметрам, «это надуманная вещь». Его придумали якобы потому, что копали коллектор к зданию Минобороны. И сегодня пешеходность Арбата якобы… отпугивает клиентов магазинов, которые не могут туда добраться.
Я, конечно, «академиев не кончал», но по поводу Арбата выскажусь. Слова Кузнецова и Скокана, структура которого тесно работает с Правительством Москвы, можно рассматривать как попытку прозондировать общественные настроения по столь щекотливому вопросу.
Действительно, на Арбате исторически был транспорт – сто тридцать лет назад конка, с 1908 до начала 30-х годов трамвай, а потом - троллейбус №39, который сворачивал на Гоголевский бульвар и возвращался на маршрут через близлежащие переулки. Но его сняли в 1980-м, когда к Олимпиаде замостили кусочек улицы, начиная от «Праги». А идея сделать Арбат пешеходно-туристической зоной возникла вообще-то еще в 1974 году, в 1979-м соответствующий план утвердили. И предусматривал он не только отмену движения, но комплексную реставрацию и благоустройство улицы. Что и было сделано. Уж кому-кому, как не Скокану, трудившемуся в те годы в НИиПИ Генплана Москвы, это знать. Так что коллектор тут совершенно не причем…
Ну, допустим, откроют Арбат для транспорта, и обитатели Рублевки повалят толпами в бутики и даже, по ошибке, в театр Вахтангова. Но прежде авторам идеи придется ответить на вопросы: какое будет движение, одностороннее или двустороннее и во сколько полос, на улице шириной не более 20 метров? Где будут передвигаться пешеходы? Где будут устроены места для парковки автомобилей тех самых недоехавших покупателей? Куда будут направлены потоки выезжающего транспорта? Это особенно актуально, если посмотреть на то, как стоят машины в арбатских переулках сегодня… А представьте себе, как там будут работать эвакуаторы? Транспортный коллапс этому району обеспечен. Потому что ответить на вопрос «зачем делать из Арбата улицу с автомобильным движением» рационально невозможно.
И потом, во всей этой истории есть другая сторона, не формально-инженерно-градостроительная. В Москве осталось не так уж и много уголков, которые являются ее лицом, сохраняя, пусть и в отретушированном виде, особность московского прошлого. Пешеходный Арбат за 30 лет тоже стал таким уголком, и хирургическое вмешательство, как показала практика, просто уничтожает такие культурные явления. Самый наглядный пример – Столешников переулок, тот самый, который Скокан подает за образец пешеходной зоны. До реставрации в 90-е годы «Столешники» был целым миром традиционной московской жизни, формировавшейся там десятилетиями. Ему сделали евроремонт, запустили туда бутики и – «Столешники» умерли. Жизнь и люди ушли оттуда. Заметьте, сегодня там пусто даже в самые оживленные выходные. Этакая яма в центре Москвы. Таким же уродливым местом станет и Арбат в случае реализации предложений Кузнецова. Тесниться по тротуарам, чтобы смотреть на стены домов на противоположной стороне, туристы не будут.
И в заключение два слова насчет Арбата и «советской уличной традиции», по которой прошелся г-н Кузнецов. Подобные улицы есть во многих местах и городах мира, и главный архитектор Москвы не может этого не знать. В Будапеште есть улица Ваци протяженностью, как и Арбат, 1,2 км. Пешеходная. Бутики, магазины, рестораны, национальный венгерский колорит во всех его проявлениях… Никому в голову не приходит назвать ее пережитком Австро-Венгерской империи и открыть ее для транспорта. Или улицу Цайль во Франкфурте, тоже 1,2 км длиной. Или улицу Йомас в Юрмале. Никакого отношения эти улицы к СССР не имеют – и почему-то никому не мешают. Наоборот. Беспокоит в этой ситуации одно: если Сергей Кузнецов будет так развивать и другие части нашего города, то до чего мы доразвиваемся?