Наверх по лестнице, ведущей вниз
Правительство говорит о благоприятных условиях для экономического роста. Однако производственные и финансовые показатели российской промышленности который уже месяц стабильно уходят «в минус»

Со следующего года в России должен начаться второй этап реализации Госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». В середине апреля Правительство утвердило очередные (шестой раз за последние полтора года) поправки к ней. Чиновники пытаются хоть как-то исправить собственные ошибки – неумелое руководство экономики привело к тому, что даже перспективные наукоемкие производства оказались убыточными. Не говоря уже об остальных. Играя в слова (называя ситуацию в экономике то стагфляцией, то стагнацией, то рецессией, то паузой экономического роста), Правительство, как и раньше, не может сформулировать внятной экономической политики.
Немного информации к размышлению. Последние месяцы происходит лавинообразный спад операционной прибыли – в феврале, например, он упал в 2,2 раза. Такого падения рентабельности не было даже осенью 2008 года, перед кризисом. Удельный вес убыточных и нерентабельных организаций составил 35,7%. Среди предприятий добывающей промышленности доля убыточных организаций выросла до 46,1%, в системе транспорта и связи до 46,6%, у транспортников - до 61,5%, в обрабатывающей промышленности до 38,8%, в строительстве до 34%, в системе естественных монополий аж до 44,2%!
По мнению независимого экономиста Владислава Жуковского, самый худший результат – это показатели обрабатывающей промышленности, которая впервые с начала 2009 года и во второй раз с конца 1998 года получили чистый операционный убыток от своей деятельности. «Совершенно непонятно, - говорит эксперт, - кто, каким образом и за счёт каких ресурсов собирается заниматься реализацией пресловутых «майских указов» президента, создавать 25 млн. инновационно активных и высокопроизводительных рабочих мест, увеличивать норму накопления капитала с сегодняшних 22 до 28% ВВП, ускорять темпы роста экономики до 5,5%, повышать доходы бюджетников и наращивать уровень производительности труда в ситуации, когда обрабатывающая промышленность превращается в откровенно убыточный и нерентабельный сектор экономики». Более-менее позитивная динамика наблюдается лишь в, как считает он, наиболее монополизированных, криминализированных, коррумпированных, непрозрачных с финансовой точки зрения и притом низкопередельных секторах экономики.
Эти печальные тенденции подтвердили нашему изданию и в Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ). За январь-апрель 2014 года индекс производства упал на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снизился и индекс спроса – на 1,8%. Очень нехорошая картина в экспорте, где преобладает продукция низкотехнологичных отраслей. При росте отгрузки леса, удобрений и каменного угля, произошло снижение по экспорту цветных и черных металлов, руд, строительных материалов (падение от 5 до 36%).
Ушла в минус и отгрузка товаров на внутренний рынок. В первую очередь, пострадало машиностроение – падение находится на уровне 20-25% в месяц. Уменьшились и объемы строительных грузов (на 10-12% ежемесячно). Более того, примерно на 3% сократилась добыча и внутреннее потребление природного газа, на 9% - добыча угля.
Надо понимать, что «минусовые» цифры отражают не падение потребления физлицами, а сокращение промышленного производства. По данным ИПЕМ, в январе-апреле 2014 года продолжилось устойчивое падение высокотехнологичных отраслей (на 19%). Подскочили и показатели бегства капитала – за 4 месяца отток составил 50,6 млрд долларов, что в 2,5 раза больше годового прогноза Центробанка.
Как результат – рекордный спад инвестиционной активности, превышающий -4% ежемесячно. Проще говоря, люди не хотят вкладывать деньги в развитие производства, потому что не видят перспектив и не слышат от Правительства внятных правил игры. По мнению аналитиков ИПЕМ, вытащить ситуацию частично можно за счет больших инфраструктурных проектов, в частности, связанных с Крымом. Но, как показала сочинская олимпиада, экономика регионов от этого никаких серьезных стимулов для развития не получила. А принимая во внимание приведенные цифры, все разговоры о «новой индустриализации» могут оказаться пшиком. Экономика – это не пропаганда «Русской весны», и никакой Киселев с Мамонтовым тут не помогут. И что имел в виду Дмитрий Медведев, когда говорил о каких-то благоприятных «показателях глобального экономического роста» - непонятно…