Сентиментальный «Оскар»
Стали известны лауреаты престижной кинопремии
В Лос-Анджелесе раздали «Оскаров». Главный приз предсказуемо ушел к британскому фильму «Король говорит!», что было бы хорошо, если бы у него не было более сильных конкурентов.
Думалось, что, когда «Оскар» вернется к старой практике – десять номинантов вместо пяти, – награждение вновь обретет интригу. Зря надеялись – все оказалось предсказуемым до оскомины. Прелестный фильм «Король говорит!» с Колином Фертом и Джеффри Рашем стал триумфатором, собрав статуэтки за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший оригинальный сценарий и лучшую мужскую роль. Ни стилистически безупречные братья Коэны с их «Железной хваткой», ни замысловатый Дэвид Финчер с «Социальной сетью», ни Даррен Аронофски с его необычайно привлекательным в своей вульгарности «Черным лебедем», ни утонченно лесбийские «Детки в порядке» – никто не удостоился тех королевских почестей, что выпали на долю истории герцога-заики, вылеченного логопедом-самоучкой. Последнего, кстати, блестяще сыграл Джеффри Раш, на сей раз обойденный вниманием академиков.
При том, что «Король говорит!» отнюдь не самый яркий участник «оскаровской» гонки-2010, его победа сомнений практически ни у кого не вызывала. Британское кино в последние годы все больше и больше притягивает к себе внимание уставшего от голливудских стереотипов «Оскара». Вспомним для примера «оскаровский» триумф «Влюбленного Шекспира» или «Английского пациента». Конечно, английское коммерческое кино, к которому относится и нынешний победитель, тоже не лишено штампов, только эти штампы для Голливуда пока еще в новинку, они более изящные и не до такой степени приевшиеся. А вовсе без штампов суровый по этой части «Оскар» в свои покои не пускает. Модная ныне тема очеловечивания монархии, довольно ярко начатая в «Королеве» (тоже, кстати, «оскароносной» – Хелен Миррен удостоилась статуэтки за роль Елизаветы II), в «Короле» продолжилась сентиментальной сказкой из жизни, которую возглавил обиженный в прошлом году Колин Ферт. Если совсем уж по справедливости, то роль в «Одиноком мужчине», за которую Ферт получил номинацию, не дотянувшую до победы, была сложнее и интереснее, чем роль герцога Альберта. «Королевская» роль однопланова и лишена необходимых нюансов для действительно яркой роли. Но именно поэтому она так и просилась на «Оскара», как, собственно, и весь фильм. Наверное, академики просто не знали, что король тоже человек, а, узнав, очень удивились и тут же дали за это ему «Оскара».
Трогательный, профессиональный, но абсолютно не яркий, не интересный ни с формальной, ни с содержательной точки зрения, больше напоминающий телевизионный фильм, «Король» умудрился с помощью удачного актерского тандема Ферта/Раша перегнать картины, представляющие хоть какую-то художественную ценность. В первую очередь «Железную хватку» Коэнов и «127 часов» Бойла. Если первый сделан в традиционном коэновском стиле, предполагающем виртуозную игру настроений с помощью всех подручных средств, то «127 часов» с первых минут выкатывает такую тяжелую артиллерию неожиданных экспериментов, что только по окончании фильма, переведя дух, задумываешься: надо же – соорудить захватывающий триллер, снятый с одним-единственным героем в кадре, намертво застрявшим в расщелине…
Когда «Оскар» был молодым, такого не снимали. Сейчас он стал напоминать старичка на лавочке у подъезда, коротающего время от сериала к сериалу. Ему бы слезливого чего, чтоб за душу хватало. И чтоб все по чести, без всяких там однополых любовей (вроде «Детки в порядке») да поделенных на три части экрана, в каждой части которого свое действо («127 часов»). Коэны со своей щемящей тоской старичку надоели (воистину старикам тут не место), а Дэвид Финчер с «Социальной сетью» и вовсе не понятен. Ну придумал мальчишка какой-то там фейсбук, миллиардером стал – молодежь нынче и правда прыткая пошла. За прыткость «Оскара» не дают. Айзенберг сыграл Цукерберга – делов-то…
Хотя Джесс Айзенберг в роли основателя фейсбука – вот уж действительно роль с большой буквы. Куда сложнее, неоднозначнее, чем король-заика. Но – молодым тут тоже не место.
«Оскар» для Натали Портман за роль балерины в «Черном лебеде» тоже особых сомнений не вызывал. А что до статуэтки за лучший фильм на иностранном языке, то в этом году конкуренция тут была настолько слабая, что никакое решение академиков это болото разбередить было бы не в состоянии. Победила «Месть» – ну и славно. Хорошо, что не «КрасАта».