Закон об «иностранных агентах» грозит не только политическим НКО, но и благотворительным фондам
Комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций рассмотрит еще один законопроект «Единой России», направленный на «закручивание гаек».
Комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций рассмотрит еще один законопроект «Единой России», направленный на «закручивание гаек». Предложенный единоросами документ, наделяет статусом «иностранного агента» российские некоммерческие организации (НКО), вовлеченные в политическую деятельность и имеющие иностранные источники финансирования.
В пятницу, 6 июля, документ, как ожидается, пройдет первое парламентское чтение, а окончательно может быть принят осенью, хотя его авторы надеются, что это произойдет до конца июля.
Правозащитники и представители общественных организаций уже активно критикуют очередную инициативу ЕР, предупреждая о серьезных политических последствиях. Они считают, что после нововведений российское общество рискует остаться без защитников прав человека, независимых от властей, поскольку многие организации останутся без средств к существованию, уйдут «в подполье» или вовсе закроются. В конечном итоге страна понесет значительные репутационные потери, отмечает «Газета.ru».
Глава старейшей в России правозащитной организации - Московской Хельсинкской группы - Людмила Алексеева заявила «Интерфаксу», что МХГ откажется регистрироваться в качестве «иностранного агента», если Госдума примет такой закон. Не намерен это делать и руководитель «Движения за права человека» Лев Пономарев.
Под понятие «политических» организаций точно подпадают ассоциация «Голос», на которую со стороны властей уже были гонения во время выборов, Transparency International, Amnesty International. «Иностранным агентом» по сути закона может оказаться даже Русская православная церковь, как ранее заметил глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов.
Между тем, эксперт Общественной палаты Наталья Каминарская из-за нового закона переживает за благотворительный фонд актрисы Чулпан Хаматовой «Подари жизнь». Эксперт пояснила «Коммерсанту», что актриса-соучредитель фонда постоянно говорит о несовершенстве российских законов о медицине, что может быть расценено как политическая деятельность, а сам фонд получает средства из-за рубежа.
Один из авторов законопроекта, единоросс Александр Сидякин, по чьей инициативе недавно были многократно подняты штрафы за нарушения на митингах, уверяет, что фонд Хаматовой не будет считаться «иностранным агентом». Однако его директор Екатерина Чистякова, комментируя законопроект в своем блоге, не сомневается: «Нам будет труднее».
Цитируя текст закона, она делает вывод, что фонд «Подари жизнь» полностью подпадает под формулировки, требующие признать его «иностранным агентом». А из этого вытекает как минимум два неприятных последствия - на организации будет висеть «черная метка» и ее отчетность государству существенно и неоправданно подорожает.
«Благотворительные фонды довольно жестко контролируются государством (мы еще и перед налоговой отчитываемся). И очень пристально контролируются гражданами. <…> Но депутатам (и Владиславу Суркову, давшему от Правительства положительное заключение на законопроект) этого мало! Они хотят все то же самое, но чаще! Раз в полгода! И даже ежеквартально! И раздельный учет еще по российским и иностранным деньгам. Все это - время и силы сотрудников благотворительного фонда. И дополнительные деньги на зарплату бухгалтерии», - подчеркивает Чистякова.
Резюмируя, что полезного в законе нет, зато есть «барьеры и препоны неизвестного назначения», директор фонда призывает «не кошмарить НКО».
Еще один потенциальный претендент на роль «иностранного агента» - фонд Михаила Горбачева, одной из заявленных целей которого является «стремление содействовать утверждению демократических ценностей в России».
Бывший эксперт фонда Горбачева Валерий Соловей отмечает, что подобные законы, именующие НКО лоббистами иностранных интересов, есть во многих странах, в том числе и в США. «Но в российском контексте эти нормы могут стать своеобразной дубинкой для борьбы с неугодными, - рассуждает политолог. - Те, чья деятельность не будет устраивать власти, - они и станут у нас агентами. Само название «иностранный агент» для русского уха звучит резко, я бы сказал - один шаг до звания «наймит»».
Законопроект, напомним, был внесен в Госдуму в пятницу, 29 июня. Согласно его нормам, НКО со статусом «иностранных агентов» будут внесены в специальный реестр, и для них будет действовать иной правовой режим, предусматривающий, в частности, особую отчетность и особые проверки.
За несоблюдение закона документом предусматривается административное наказание с максимальным штрафом до миллиона рублей и уголовная ответственность с самой большой санкцией - четыре года лишения свободы.
При этом попадание в реестр «политических» организаций может привести к парадоксальной ситуации: многие НКО, которые сейчас получают гранты по американским программам, не смогут больше претендовать на такое финансирование.