Дорого и неэффективно
Закупленное Минздравом оборудование для больниц и поликлиник на сумму более 700 млрд рублей простаивает. В рейтинге эффективности систем здравоохранения развитых стран, составленном агентством Bloomberg, Россия занимает последнее место

«Увеличилось число россиян, получивших высокотехнологичную помощь в региональных учреждениях», «фондооснащенность и фондовооруженность учреждений здравоохранения увеличилась более чем на треть», «у каждого современного врача должен быть планшет». Это слова главы Минздрава России Вероники Игоревны Скворцовой, считающей одним из главных показателей успешности проводимой реформы здравоохранения техническую оснащенность поликлиник, больниц, ФАПов и профильных центров. Однако дорогостоящая аппаратура, закупавшаяся к тому же с грубейшими нарушениями, не решает всех проблем. Об этом министр почему-то забыла.
Главное – правильно освоить бюджет
Немного истории. В рамках программы «Здоровье» для медучреждений страны за 6 лет было закуплено оборудования на сумму более 400 млрд рублей. Регионы, получили в свои руки уникальную диагностическую технику, возможности которой трудно переоценить. Такое оборудование необходимо использовать эффективно и самое главное производительно. Государство заплатило за него огромные средства, иногда даже слишком. Закупки почти на 300 млрд были сделаны и после окончания действия программы.
В октябре 2012 года министр проверяет 39 регионов на предмет технической модернизации ЛПУ. Лишь 60% регионов были признаны Минздравом в этом вопросе «успешными». То есть, они успели найти оборудование, поставщиков, провести конкурс и закупки. Заметим, что не всегда за поставкой следовало введение аппаратуры в эксплуатацию. Но об этом чуть ниже.
Оправдана ли была такая методика оценки? Вряд ли. Установленные минздравом сжатые сроки модернизации породили массу злоупотреблений (помимо пресловутого «дела о томографах»), последствия которых сотрудники МВД и прокуратуры разгребают до сих пор. Так, например, на днях сотрудники удмуртской полиции провели выемку документов в Министерстве здравоохранения Удмуртии и четырех больницах Ижевска. «В настоящее время сотрудниками управления экономической безопасности и противодействия коррупции изучаются изъятые материалы, в том числе бухгалтерская отчетность», заявляет начальник пресс-службы местного управления МВД Николай Коротояцкий. Полицейских интересуют госзакупки дорогостоящего медицинского оборудования - правоохранители не исключают сговора должностных лиц с поставщиками.
То и дело сотрясают скандалы минздрав Тверской области, который возглавляла Елена Жидкова. Так, на внедрение Единой информационной системой ведомством был объявлен тендер с явно завышенной стоимостью услуг в размере 77 млн рублей. Его выиграло некое ООО «Программный продукт», несмотря на то, что другой участник конкурса предложил цену 17 млн рублей за аналогичный проект. В результате министр была отправлена в отставку и против нее возбудили уголовное дело. Кстати, Тверской минздрав «засветился» в коррупционном скандале не впервые. В июне 2013 года в ведомстве и ряде лечебных учреждений региона прошли обыски. Проверка была связана с нарушениями законодательства при закупках медицинского оборудования, что стало причиной многомиллионного ущерба бюджету области. В результате были арестованы два сотрудника областного минздрава.
Ну а бюджетные нарушение при закупках расходных материалов для больниц – это, как говорится, проза и норма жизни. Недавно прокуратура Октябрьского района Кирова проверила деятельность КОГБУЗ «Северная городская клиническая больница». Проверка установила, что в извещении о проведении электронного аукциона на поставку патологоанатомических конвертов, размещенном руководителем отдела госзакупок больницы на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, была искажена информация о предмете закупки.
В 3 раза меньше
Но, может, приобретенное оборудование теперь непрерывно используется для лечения и диагностики россиян, получивших, наконец, доступ к ведущим мировым технологиям? Отнюдь. Даже результаты проверки использования закупленной техники, проведенной Росздравнадзором, показали: она используется неэффективно.
Так, например в 2014 году ежедневное применение УЗИ в день происходило 12 раз (4,5 тыс. обследований в год), компьютерного томографа – 11 (3,9 тыс. в год), магнитно- резонансного томографа – 9 (3,2 тыс. в год), маммографических установок – для исследования 4 раза в день( 1,3 тыс. в год), а в целях профилактики – 6 (2,2 тыс. в год), флюорографической техники – для диагностического исследования 5 раз в день (2,0 тыс. в год), а профилактика на этом оборудовании использовалась гораздо чаще – 36 раз в сутки (13.0 тыс. в год). Ангиографические комплексы, на которых осуществляется комплексное обследование сосудов, загружались 4,4 раза в день или 1,6 тыс. раз в год. Вот и получается, что те же компьютерные томографы, по сравнению с аналогичным оборудованием в таких европейских странах, как Чехия, Польша и Венгрия (уровень экономического развития этих стран в некоторой степени сопоставим с Россией), в отечественных медицинских учреждениях используются в 3 раза меньше. Аналогичный показатель по загрузке магнитно-резонансного томографа – ниже, чем у наших восточных соседей, в 2 раза. По словам руководителя территориального органа Росздравнадзора по Карелии Натальи Смирновой, в регионе по результатам проверок «отдыхает» от 44 до 56% всей поставленной аппаратуры. Так, выявлены простои рентгенологического оборудования, эндоскопической аппаратуры, наркозно-дыхательных аппаратов, аппаратов ЭКГ. В Новгородской области нагрузка на медицинское оборудование, используемое для оказания помощи людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями, в два раза ниже, чем в среднем по стране. И это при том, что смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в регионе превышает средний показатель по России в полтора раза.
Почему так происходит? Нет квалифицированных кадров. И при этом врачей продолжают сокращать. Проблема гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Нельзя для эффективной и качественной эксплуатации новейшей техники подготовить специалиста на каких-нибудь годовых или даже двухгодичных курсах – нужна комплексная система их подготовки в рамках государственной программы. В противном случае, показатели эффективности использования нового оборудования так и будут в разы ниже, чем в европейских странах. Но Минздрав на подготовке специалистов экономит.
И еще немного о «железе». Закупленная техника не работает не только не потому, что не выписывают направлений или некому ее обслуживать. Порой она… банально не смонтирована, а так и стоит в ящиках. Например онкодиспансер Забайкальского края еще в 2013 году закупил оборудование для лучевой терапии. Обычно при таких закупках после поставки оборудования оно должно быть поставщиками подключено, испытано, после этого обе стороны подписывают акт ввода техники в эксплуатацию и только после этого производится оплата. Однако, как пишет издание «Чита.РУ», компания-поставщик «МСМ-Медимпекс» 200 млн рублей получила, а технику так и не подключила. Два иска лежат в суде, больные третий год ждут лечения. Кто-то, видимо, уже не дождался…
«На основании мирового соглашения, утвержденного Арбитражным судом города Москвы от 04 декабря 2015 года по делу № А40-135937/15 редакция электронного периодического издания «Общая Газета.РУ» и Общество с ограниченной ответственностью «Общая газета.РУ» (ОГРН 1057747911627) сообщают, что сведения, указанные в статье «Дорого и неэффективно» (автор Сергей Нелюбин), а именно: «Порой она (техника)… банально не смонтирована, а так и стоит в ящиках. Например онкодиспансер Забайкальского края еще в 2013 году закупил оборудование для лучевой терапии… Однако компания-поставщик «МСМ-Медимпекс» 200 млн рублей получило, а собирать технику и запускать в эксплуатацию отказалось» не соответствовали действительности в полном объеме ни на дату опубликования статьи (15.07.2015 г.), ни до, ни после опубликования статьи, поскольку техника в онкодиспансере Забайкалького края не стоит в ящиках и смонтирована полностью, поставщик по государственному контракту ЗАО «МСМ-МЕДИМПЭКС» получил не 200 миллионов рублей, а также собирать технику и запускать ее в эксплуатацию не отказывался.»
«Это полная глупость»
Парадокс, но в антагонистов системы приобретения оборудования и лекарств, созданной Минздравом, стали превращаться даже…региональные власти. Вчера вопрос ребром поставил губернатор Калининградской области Николай Цуканов. Он напомнил главе регионального минздрава Веронике Карташовой, что президент дал возможность регионам устанавливать и контролировать цены на медикаменты. И предложил напрямую закупать в Германии, Польше и Венгрии те медикаменты, на которые уже есть российские сертификаты.
Область примет участие в этом проекте, бойко ответила на предложение губернатора подчиненная Вероники Скворцовой, но…позиции определит не раньше августа федеральный минздрав. «Мы прорабатывали эту систему, стоимость препаратов тогда получается гораздо выше, чем на сегодня ее предлагают оптовики… Мы не можем напрямую купить у завода-изготовителя», веско сказала она. В ответ Цуканов напомнил министру, что данная тема уже оговорена с вице-премьером Правительства России Ольгой Голодец. Но г-жа Карташова настаивала на своем.
- А как такое возможно? На заводе-изготовители купить напрямую и это будет стоить дороже? Это означает, что в подвале в Таджикистане лекарства делают? – взорвался губернатор. - Это полная глупость, Вероника Вячеславовна. Сегодня же дайте поручение фармкампании… Мы же приобрели медицинское оборудование напрямую у «Сименса». Вы говорили мне, что нельзя заключить договор о сервисном обслуживании, тоже ерунда, тоже возможно. Калининградская область должна приобретать оборудование напрямую у производителей, минуя посредников, это минимум 25-30 процентов от стоимости. Так же и медикаменты.
Кстати, такое поручение было дано Вероники Карташовой еще полгода(!) назад. Однако ничего сделано не было. Видимо, существует некий большой смысл в том, чтобы все делать через правильные структуры и правильных людей. И если такой ненормальный порядок, основанный на явной коррупции, поддерживает Минздрав России со всем своим руководством, то о чем мы вообще говорим…