«Гринпис» привлек российских чиновников к протестам против «Таналау»
Проект по строительству нефтяного терминала «Таналау», который должен разместиться в северной части Красноярского края, столкнулся с трудностями в лице «Гринпис». Международная экологическая организация инициировала активную компанию против постройки терминала.
Нефтяной терминал «Таналау» согласно планам заказчика - «Независимой нефтегазовой компании» (ННК) – будет построен на реке Енисей, в 130 километрах от города Дудинка Красноярского края. Объект является частью грандиозного проекта, направленного на освоение Пайяхского месторождения нефти в регионе. Терминал будет осуществлять прием и отгрузку «черного золота», добытого на шести участках, лицензия на разработку которых принадлежит АО «ННК-Таймырнефтегаздобыча».
На воплощение масштабного проекта, который должен стать катализатором освоения арктической части страны, планируется потратить свыше триллиона рублей. Ожидаемые налоговые поступления в федеральный бюджет по расчетам составляют более 13 триллионов рублей. Новые предприятия позволят трудоустроить свыше 10 000 человек, инфраструктура будет создана «с нуля», включая сотни километров автомобильных дорог, объекты генерации мощностью 300 МВт, электросети, средства связи. Запланировано развитие воздушных, морских и речных перевозок. Огромная часть заказов, среди которых разработка новых технологий по добыче и транспортировке нефти, будет направлена российским судостроительным предприятиям и проектным институтам.
Строительство нефтяного терминала «Таналау», который будет отправлять танкеры с нефтью по Северному Ледовитому океану в места назначения, является пунктом десятилетней Федеральной целевой программы по развитию российской транспортной сети, рассчитанной до 2020 года.
Однако у заказчика строительства уже возникли трудности. На пути у «Таналау» встали активисты из «Гринпис» с акцией «Защитим Арктику», которые уже не первый раз пытаются воспрепятствовать освоению арктической части России и снова в тот момент, когда у норвежских нефтедобытчиков появляется конкурент в лице РФ. Северо-западные соседи переживают, что их планы по экспорту шельфовой нефти на рынок Европы окажутся под угрозой из-за российских ресурсов. Поэтому неудивительно, что терминал «Таналау» столкнулся с протестными настроениями экологических активистов из «Гринпис», организации, живущей на пожертвования, большую часть которых составляют средства от некоммерческих обществ и фондов, также занятых в темах благотворительности и экологии, однако на самом деле защищающих корпоративные интересы их учредителей и меценатов. В РФ «Гринпис» включен в список иностранных агентов, так как основные средства организация получает из-за рубежа.
Действия защитников экологии пока ограничились попытками «попасть на территорию». Они прочесали участок в районе заброшенного селения Мунгуй, где запланирована постройка терминала, вооружившись заявлением о защите интересов коренных северных народностей. При этом активисты осквернили останки представителей малочисленных ненецких племен, вторгнувшись на территорию местного кладбища и проведя фото- и видеосъемку. Стоит отметить, что ненцы, согласно своим традициям, оставляют покойников в гробах на земле, что и запечатлели люди из «Гринпис». На просьбу не предавать эти материалы широкой огласке в организации категорически отказались, в связи с чем руководитель районной Ассоциации местных объединений коренных малочисленных народов Севера написал заявления на группу экологических активистов «Гринпис» в МВД и на имя прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района, письма направлены также губернатору Красноярского края Виктору Толоконскому и министру природных ресурсов и экологии Сергею Донскому.
«Гринписовцы» также пытались нанести удар по «Независимой нефтегазовой компании» с помощью административного иска. В тундре активистами были обнаружены следы от гусеничной техники, которые они связали с работой «ННК». Отметим, что использование гусениц в этой местности с мая по декабрь запрещено, так как болотистые почвы от этого сильно страдают. Экологи следы сфотографировали и направили иск в краевое управление Росмпотребнадзора, а сам факт находки предали широкой огласке в СМИ.
Однако дело об административном правонарушении было прекращено заместителем главы регионального управления Виталием Нетребко из-за отсутствия «порчи почвенных покровов» на территории, которая находится за пределами земель, арендуемых АО «ННК-Таймырнефтегаздобыча». Также в постановлении Роспотребнадзора от 25 ноября 2016 года указано, что никаких экологических нарушений и признаков разрушения местных захоронений эксперты не выявили.
Вымыслом оказалось и заявление «Гринпис» о том, что на месте строительства будущего терминала разрешено разместить скотомогильники для захоронения животных, погибших от сибирской язвы. Однако основной претензией, которую организация предъявляет «ННК», является якобы отсутствие у компании плана действий на случай аварии на танкерах и, как следствие, разлива нефти, что, по словам активистов, грозит экологической катастрофой.
Откуда взялись такие предположения неизвестно, учитывая то, что сам проект по строительству нефтяного терминала «Таналау», пока есть только на бумаге: уже пройдены общественные слушания, есть положительное заключение от экспертной комиссии Росприроднадзора. Сейчас проект проходит стадию согласования в ФАУ «Главгосэкспертиза России».
Стоит сказать, что впервые в российской истории к требованиям «гринписовцев» присоединились госслужащие. «ННК» получила запрос от заместителя министра природных ресурсов и экологии Красноярского края Дмитрия Еханина, который поинтересовался «стратегической» экологической оценкой «Таналау».
Чиновнику было дано пояснение, что в рамках проекта будут построены танкеры, оснащенные двойным корпусом высокого ледового класса. Их созданием займется суперсовременная судостроительная верфь - «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта». Как заверили в компании, на случай ЧС предусмотрены резервуарный парк и возможность временного прекращения транспортировки нефти, службами и есть схема взаимодействия со всеми профильными ведомствами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции