«Старые грабли» Игоря Зюзина
Газета «Совершенно секретно» рассказала о схемах заработка руководителя «Мечела» с использованием подконтрольного банка
![«Старые грабли» Игоря Зюзина](https://obshchayagazeta.eu/sites/default/files/styles/620x370/public/uploads/articles/325.jpg?itok=jSvlwah3)
Сегодняшний бизнес Игоря Зюзина – это продолжение традиционных для рейдеров 90-х и начала двухтысячных схем. К такому выводу можно прийти, если судить по фактам, изложенным в статье газеты «Совершенно секретно» «Ноу-хау Игоря Зюзина». Отличие лишь в том, что в то время было принято захватывать и банкротить чужие предприятия. Но теперь «чужих» не осталось. Вся бывшая советская собственность уже поделена и переделена между крупными российскими финансово-промышленными группами, часть из которых вообще находится под контролем государства.
Захват чужого бизнеса становится очень рискованным и дорогим мероприятием. У Зюзина на это просто нет денег и административных ресурсов. Учитывая размеры его долгов, единственное, что ему остается – это зарабатывать на банкротстве своих же предприятий. Схема известная, давно апробированная, не требующая каких-то особых затрат и усилий. Да, для ее реализации требуются, скажем так, заинтересованные банки и судьи. Но истории многих рейдерских захватов показывают, что найти банк, готовый участвовать в рискованных схемах не сложно. Даже в госбанках всегда найдутся высокопоставленные менеджеры, готовые рискнуть ради личного обогащения. Для Зюзина может быть все еще проще благодаря тому, что есть собственный подконтрольный банк – «Углеметбанк», который становится проводником его, так сказать, «нестандартных» схем.
В свое время финансами и сбытом продукции империи, построенной вокруг «Мечела», изначально занимался партнер Зюзина. Но в 2006 году он вышел из бизнеса. И после этого глава компании закладывает основы своего краха, когда за счет долгов и кредитов начинает активную скупку активов. По сути, за счет заемных средств он построил пирамиду своего состояния. Пока рынок рос, он держался на плаву, но в период кризиса стал тонуть, так как стал не способен управлять империей, которую создал. Не надо забывать, что 88% состояния человека-«фиаско» заложено банкам. Для поддержания собственного благосостояния он просто вынужден поддерживать созданную им пирамиду долгов. Единственная возможность для этого, не считаясь с социальными последствиями, обкладывать долговой данью подконтрольные предприятия.
Государство пока вынуждено это терпеть и нести связанные с этим издержки. Приоритетной для него сейчас является борьба с коррупцией в госструктурах, что мы видим по зачистке региональных и муниципальных руководителей. «Мечела» – это, прежде всего, тысячи людей, градообразующие предприятия, и неосторожные действия могут привести к социальному взрыву. А потому, сейчас, когда экономика проходит сложный период, крупный бизнес лишний раз стараются не трогать, чтобы не сломать то, что пусть плохо, но пока работает. Хотя, очевидно, что именно ситуация в экономике потребует от правоохранительных органов внимания к подобным схемам бизнеса на сомнительных долгах.
Можно говорить, что благополучие Зюзина зависит от того, насколько он сможет гарантировать социальную стабильность на своих предприятиях. Примеры с Пикалево, да и самого «Мечела» показывают, что наказание может быть быстрым и жестким.