Сомнительное Otkritie
Структуры, подконтрольные Игорю Сечину, выходят из-под его управления. Эксперты связывают эти процессы с деоффшоризацией экономики России
![Сомнительное Otkritie](https://obshchayagazeta.eu/sites/default/files/uploads/articles/36282/82big.jpg)
Арбитражный суд Москвы вынес решение о взыскании с Rusenergo Fund Limited по иску ВТБ 60,6 млрд рублей. Эта сумма включает в себя 38,8 млрд рублей выданного кредита, начисленные проценты и неустойку. В суде также рассматриваются претензии к Rusenergo Fund Limited и его единственному акционеру ООО «Энерго финанс» от Федеральной сетевой компании (20,3 млрд рублей), «Русгидро» (9,4 млрд рублей), МОЭСК (0,5 млрд рублей) и иных структур.
С чем связаны подобные решения АС Москвы? Тем более что упомянутый фонд имеет более чем высокого покровителя – Игоря Сечина, благодаря которому ему удалось получить от госкомпаний десятки миллиардов рублей, не располагая достаточным обеспечением по кредитам. Однако стоит признать: свои деньги кредиторы вряд ли получат (потому что активами, достаточными для погашения долга, фонд не располагает, а уставный капитал «Энерго финанс» составляет всего 10 тыс. рублей). Но неужели все так безнадежно?
Оффшорные шашечки
Эта история началась в 2008 году. Тогда был создан фонд Otkritie UES Capital Partners Fund PLC. В его создании поучаствовала ФК «Открытие» вместе с дочерним банком ВТБ Russian Commercial Bank (Cyprus). который купил акции ряда российских электроэнергетических компаний. «Мы хотели дать иностранцам возможность купить акции РАО ЕЭС после ее ликвидации, не заставляя их разбираться в многообразии ТГК и ОГК», — рассказывает бывший менеджер «Открытия».
Основную часть средств фонда составили те самые 38,8 млрд рублей, которые сейчас пытается вернуть ВТБ. Уже на следующий год у фонда сменились собственники – 81% Otkritie UES Capital Partners Fund PLC купил кипрский оффшор Xerilda Holdings, зарегистрированный на двух частных лиц, граждан Кипра, а остальные 19% – принадлежащий «Роснефти» Всероссийский банк развития регионов (ВБРР). Новые владельцы переименовали фонд в Rusenergo Fund и передали его под управление компании XENON Capital Partners.
XENON Capital основана в 2009 году бывшей главой российского офиса JP Morgan Натальей Цукановой. Forbes писал, что создать и возглавить XENON Capital ей предложил бывший тогда вице-премьером правительства РФ и главой совета директоров «Роснефти» Игорь Сечин. Каким образом удалось убедить высокопоставленного сотрудника JP Morgan совершить столь неожиданный карьерный поворот, источники умалчивают. К этому моменту Сечин и Цуканова были знакомы как минимум несколько лет. Ещё работая в JP Morgan, Наталья Цуканова принимала участие в подготовке и реализации ряда крупных сделок с акциями российских нефтегазовых компаний. В частности, JP Morgan выступал консультантом при проведении IPO «Роснефти» и продаже активов бывшего ЮКОСа. Игорь Сечин в эти годы занимал должность председателя совета директоров «Роснефти».
К «Открытию» имело отношение много бизнес-струкур, в том числе с неоднозначной репутацией. Так, ФК принимала участие в санации банка ВЕФК питерского предпринимателя Александра Гительсона, в 2011 году заочно приговоренного Мещанским судом Москвы к 5 годам лишения свободы за мошенничество. Безвозвратные затраты АСВ (т.е. бюджета) составили порядка 50 млрд рублей. Следующим шагом стал проект по слиянию с «Номос-банком» Александра Несиса.
За исключением ВТБ и «Окрытия», все участники описанных выше сделок, по мнению экспертов, в той или иной степени контролируются Игорем Сечиным. Ситуация вокруг Rusenergo Fund пока рассматривается как «спор хозяйствующих субъектов». Получается, что заняло одно юридическое лицо денег у другого, а вовремя расплатиться не сумело – бизнес не пошёл. Конечно, в бизнесе такое бывает, но обращает на себя внимание тот факт, что в числе пострадавших – только госкомпании. Ни одна частная компания не согласилась бы выдать миллиарды под гарантии кипрского офшора и компании с уставным капиталом в 10 тыс. рублей.
***
Почему сейчас кредиторы Rusenergo Fund всё же решились на публичное выяснение отношений в суде? Кто-то считает, что Игорь Сечин потерял влияние и ему стало трудно удерживать ситуацию под контролем. Кто-то полагает, что он просто не обращает внимания на скандальные события, связанные с его именем. Судя по тому, что пока главе «Роснефти» не предъявлено никаких претензий в причастности к сомнительным сделкам, второй ответ представляется более вероятным. Впрочем, если настрой на деофшоризацию экономики у руководства страны серьезен, то и к руководству крупнейшей российской нефтяной компании вполне могут возникнуть непростые вопросы.