Вагончик тронется. А мы – останемся?
Компании, осуществляющие перевозку пассажиров на пригородных электричках, годами не могут решить простейшие проблемы. Вся энергия их руководства направлена на выжимание денег с пассажиров любыми путями. Именно так обстоит дело в СЗППК
Владимир Путин дал очередной нагоняй вице-премьеру Аркадию Дворковичу за общероссийский коллапс с пригородными поездами. Напомним, что предыдущий публичный «сеанс воспитания» был проведен 4 февраля. В ответ на слова Президента Аркадий Владимирович пообещал за сутки подготовить экономическое обоснование и решить вопрос.
Прошло две недели. Пригородные пассажирские компании (ППК) – а именно они отвечают за пригородные перевозки – вернули электрички на место. С разницей в несколько дней пошли поезда в Саратовской, Кировской Ульяновской, Калужской, Вологодской и иных областях. В Ставрополье и Ростовской области их запустят с 1 марта. Но грозный рык Владимира Путина, позволивший временно решить эту проблему, не повлиял на общие принципы работы ППК. А претензий к ним со стороны пассажиров ой как немало!
Возьмем для примера Северо-западную пригородную пассажирскую компанию. Она отвечает за работу электричек в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Новгородской, Псковской областях и ряде других регионов. После президентского нагоняя 4 февраля в СЗППК быстро взяли под козырек и вернули электрички на Псковщине (здесь ситуация была самой критичной). Однако нарушения правил обслуживания пассажиров, плохое состояние пассажирских платформ, несоблюдение графика движения поездов и прочий негатив по-прежнему являются визитной карточкой компании.
Ленинградская область, Павловск, платформа №1. Ее усиленно ремонтируют, взяв на это аж полгода. Как сообщили нам постоянные пассажиры местных электричек, новый асфальт уложен так, что сейчас на нем стоят сплошные лужи глубиной до 10(!) см. Ограда вдоль платформы не восстановлена. Отчего-то перекрыли и доступ с платформы в туалет. «Если находишься на платформе, - говорят люди, - то в туалет можно попасть только через турникет (заплати за билет, а потом и за туалет)».
Неприглядно обстоит дело и с торговлей в вагонах. Вот уже несколько лет, как действует правило, запрещающее несанкционированную продажу всего и вся в электропоездах (его начали вводить еще в 2006 году). Но руководству СЗППК распоряжения начальства – не указ. Нет, конечно, из динамиков в вагонах пассажиров то и дело призывают «стучать» на таких ИП. При этом торговля идёт прямо в присутствии контролёров и их охраны, и они что-то не вызывают полицию, а любезно раскланиваются с продавцами, приветствуя друг друга и о чем-то болтая. Все в доле, как говорится?
Отдельная тема – продажа льготных билетов всех категорий. Здесь СЗППК «резвится» по полной. Так, для получения безденежного билета надо предъявлять три документа: справку ПФР, паспорт и удостоверения льготника. При этом кассир каждый раз набирает ФИО, номер СНИЛСа и код льготника! Значит, времени на продажу билета тратится, как минимум, в 4 раза больше обычного! Возникает вопрос - неужели нельзя отладить программу таким образом, чтобы при наборе СНИЛСа вся необходимая информация о человеке появлялась на мониторе, и осталось бы уточнить станцию назначения плюс направление поездки, «туда» или «обратно»?
И не дай бог, если у вас не окажется какого-либо из перечисленных документов! Кассиры СЗППК устроят целое представление, тратя ваше нервы и здоровье. Так, кассирша Демидкова И.А., работающая на станции «Ленинский проспект», отказалась продавать билет пассажиру, имевшему на руках пенсионное удостоверение с фото и гербовой печатью и транспортную карточку. По ее словам, подтвердить личность, имеющую право на льготный проезд, может только общегражданский паспорт(?). На платформе «Чайка» школьнице отказались продать льготный билет до Балтийского вокзала. Дело было 15 сентября. Ее ученический действовал до 30 сентября – на новый учебный год еще не продлили. И несмотря на это, девушке отказали – якобы в СЗППК есть соответствующее постановление. Иногда доходит до анекдота: 14 января этого года на станции Кобралово кассир Григорьева А.П. отказалась продать билет для поездки на следующий день(!), потому что…в кассу была большая очередь - 3 (три) человека. Так и сказала, большая очередь.
И из последнего, так сказать, новогоднего. «С 1 января 2015 года на полигоне деятельности ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» устанавливается сбор за оформление проездного документа в пригородных поездах в размере 100 рублей», - такое объявление появилось в петербургских электричках. Сбор взимается со всех категорий граждан, включая льготников. То есть, если ты по каким-то причинам не успел купить билет (неважно, очередь в кассу в километр или ты спешил влететь в тамбур, потому что следующий поезд через час), то будь любезен. Оплати услугу. Да, с СЗППК на заскучаешь!
Вспомнился армянский, советских времен, мультик «Ишь ты, Масленица!». Спрашивает там помещик крестьянина, оплатил ли он налог за снег. «И за снег, – отвечает крестьянин. – На той неделе уплачено!» «Так то за прошлогодний снег! – говорит помещик. - А за этот?»
Во главе СЗППК, вроде, не армяне. Но находчивы – аж жуть.