Плесень патриота
Калининградский губернатор Николай Цуканов почти вошел в историю. «После нас хоть потоп» - эту фразу, сказанную то ли Людовиком XV, то ли его фавориткой Жанной Пуассон, знают все. Николай Николаевич высек на надгробном граните продуктовых санкций следующее: «Не будет… нормальный человек есть сыр с плесенью». Это – к тому, что нечего, дорогие сограждане, переживать по поводу того, что на полках вы теперь не увидите всякие там сыры бри, дорблю и прочие рокфоры.
Глава регионального управления ФАС Ольга Боброва поддержала губернатора, предложив калининградцам переходить с киви на крыжовник. Пользы больше, а пестицидов меньше, заявила она.
Хочу разочаровать мадам Боброву-Пуассон – дело обстоит совсем не так. Наверное, в школе она была крепкой троечницей, да и 6 соток, судя по всему, у нее тоже нет. Киви входит в десятку овощей-фруктов, которые в наименьшей степени содержат пестициды. Как и манго с горошком и кукурузой. А вот чемпионом по содержанию химикатов является… персик, за ним следуют яблоко, сельдерей, клубника, вишня… То есть те самые «не-экзоты», которые нам советуют потреблять. Да и крыжовник в сыром климате требует щедрого использования химикатов – чтоб избавиться от мучнистой росы и антракноза, например.
Если отойти от аграрного ликбеза, то позиция губернатора понятна: «наши люди в булочную на такси не ездят» и «ешьте, чего дают». Оно конечно, картошка и макароны куда важнее и доступнее, чем хамон. Да и сыры с плесенью погоды не делают, это правда. Но, как показывает практика, подобные заявления появляются всегда для того, чтобы прикрыть собственную несостоятельность.
Дело, конечно, не в Цуканове. Он – простой винтик в механизме, который может делать только то, что положено в Системе. Но тот самый «нормальный человек», которому не нужен сыр бри, зайдя в магазин, видит, что полки-то местами полупустые. Взять тот же «Ашан» - стойки «овощи-фрукты» по ассортименту чуть лучше московских прилавков времен олимпийского изобилия 1980 года. Проще говоря, не заполнены. И цены…
С ценами вопрос отдельный. Давеча на канале «Россия24» какой-то представитель надзорного ведомства говорил, что по овощам-фруктам у нас, оказывается, просто сезонные колебания, а цены на мясо растут всего лишь со скоростью 0,2% в неделю. Ничего, мол, страшного в этом нет. Но у меня вопрос – если накануне санкций куриная грудка стоила в том же «Ашане» 116-120 рублей за килограмм, то почему после санкций она стала стоить 146 рублей, подорожав за 5 недель не на 1, а на 25%? Интересны и цены на яблоки – отечественные из Краснодарского края двух видов, одни «бюджетные» за 30-35 рублей и другие оттуда же за..100. Это что за золотые яблочки такие? Притом что непольский импорт до этого стоял по 50-60 рублей… Я не задаю вопросов, почему в магазинах Центральной России нет местных яблок, которых в этом году даже в Подмосковье завались и которые через месяц бабульки будут продавать рублей по 10 килограмм, лишь бы не закапывать…
Калининградского губернатора можно было бы понять, если бы в эксклаве выпускались свои сыры с плесенью и росли свои яблоки со сливами. Но ничего этого нет, а 20 га первого промышленного яблоневого сада подается как неземное достижение. И если бы область стабильно не торчала в пятерке регионов, где в последний месяц сильнее всего растут цены на продукты (даже по сильно заниженным официальным данным).
И последнее. С Николаем Цукановым мы практически ровесники. Поэтому хочу напомнить, что в Советском Союзе выпускался-таки сыр с плесенью. И продавался в обычных магазинах. И назывался, как французский оригинал – «Рокфор». Причем стоил он дешевле обычного «Российского» за три рубля/кг – всего 2,70 р. за кило. Был еще и аналогичный «Дорогобужский», и «Русский камамбер» в круглых коробочках. Наверное, люди, принимавшие тогда решение о выпуске этих сортов сыра, были не меньшими патриотами и государственниками, чем стараются показать себя Цуканов и Боброва. Но что более умными и честными – это наверняка.