Крайнее перенапряжение
ЧП в московском метро выявило хронически нерешаемые столичной властью проблемы безопасности движения, функциональности и надежности транспортной инфраструктуры города
Три вагона сошли с рельсов, 20 человек погибли, 160 пострадали. Свыше 40 – тяжело. Почти 1200 человек эвакуировано из туннеля. Более 200 тысяч человек, по сообщению Дептранса, перевезено компенсационными автобусами. На устранение последствий случившегося понадобятся минимум сутки. Виновных мэр пообещал уволить и отдать под суд. Это последние данные об аварии в московском метрополитене, на момент написания этого материала.
Казалось бы, ничего особенного: ЧП случилось – ЧП ликвидировали. Так следовало из официальных сводок. Однако авария на Арбатско-Покровской линии с новой силой обнажила застарелые проблемы московского транспорта, которые команда Собянина до сих пор не решила. Первая, и главная, проблема – это отсутствие отработанной системы действий транспортной инфраструктуры столицы в условиях ЧС.
Начнем с системы оповещения. В 9 утра пассажиры других линий метро могли слышать только непонятное «Движение от станции «Молодежная» до станции «Парк Победы» не осуществляется». Что, почему, когда откроется, чем пользоваться – ответа не было. Потом пошли версии – виной стал скачок напряжения и срабатывание сигнализации. Машинист то ли виноват, то ли нет.
Информационное обеспечение кризисной ситуации тоже оставляло желать лучшего. К часу дня стало ясно, что в Департаменте транспорта нет специалистов и, главное, нет системы распространения информации при подобных ЧП. Дептранс срочно ищет – внимание!- «волонтеров для распространения информации среди пассажиров».
Неудовлетворительно работал и разрекламированный «компенсационный транспорт». 150 автобусов явно не справлялись с наплывом людей – на них выстроились огромные очереди. Невозможно было поймать и такси трех компаний, которые по соглашению с Дептрансом должны в таких ситуациях мчаться к месту событий и оперативно развозить людей. Машины «Нового желтого такси», «Формула такси» и «Такси 956» не спешили оказывать условно бесплатные услуги. На Кутузовском проспекте случился настоящий транспортный коллапс. Была перекрыта Краснопресненская набережная. В целом движение было парализовано во всех частях Москвы, прилегающих к синей ветке метро, вплоть до МКАД. Информацию о компенсационных маршрутах Дептранс выложил только в районе 16-00, семь часов(!) спустя после аварии. Не на высоте оказалась и столичная ГИБДД – вместо того, чтобы оперативно, в виде смс-сообщений, например, информировать москвичей о возможных маршрутах объезда, водителям советуют «выбирать альтернативные маршруты и искать пути объезда Кутузовского проспекта». То есть, снова полагаться только на самих себя. Вот и вся помощь в экстренной ситуации…
Следующий вопрос – техническое состояние вагонного парка метрополитена. За последние годы он существенно обновился. В этом, быть может, даже не столько заслуга мэрии, сколько прямой материальный интерес главы столичного Дептранса Максима Ликсутова – его не без оснований подозревают в лоббировании интересов «Метровагонмаша», к которому он имеет самое близкое отношение. Однако личный интерес чиновника не гарантировал качества и безопасности продукции вагоностроителей – по одной из версии, причиной аварии стал дефект вагонной тележки.
Вызывает вопросы и общая политика руководства московского метрополитена. После отставки Дмитрия Гаева, которого обвиняли в том, что он буквально развалил столичную подземку, его пост занял соратник Владимира Якунина Иван Беседин. Однако похоже, что «высокое» качество управления РЖД перекочевало с Бесединым и на метро. Только за последние 2 года на линиях московского метрополитена произошло 23(!) серьезных технических аварии. Главные причины – поломки состава и неисправность электрооборудования. Обычно человеческих жертв удавалось избегать, зато сегодня – сразу несколько десятков трупов.
Авария на Арбатско-Покровской линии свела на нет все победные реляции столичного Дептранса о создании города, удобного и безопасного для жизни. В последние годы ведомство Ликсутова сосредоточило все свои усилия на реализации приносящих быструю прибыль коммерческих проектов на наземном транспорте. В первую очередь, речь идет о превращении Москвы в сплошную зону платных парковок для личного автотранспорта. Непонятно, правда, на что расходуются огромные средства, получаемые с автовладельцев. Только 30% сборов, про данным Дептранса, идет на «развитие транспортной инфраструктуры». Вопрос – куда исчезают остальные 70%? Явно не на совершенствование системы безопасности в метро. И пока такая порочная практика будет продолжаться, «уважаемые москвичи и гости столицы» будут платить самую высокую цену за право пользоваться общественным транспортом в собянинской Москве.