Хорошо горим!
В России снова горят леса. МЧС и Рослесхоз в очередной раз разводят руками, техники и людей опять не хватает
Май готов побить температурные рекорды. Не весенняя жара и затяжные праздники, как и каждый год, чреваты масштабными пожарами. Ждать долго не пришлось. Сообщения информагентств напоминают фронтовые сводки.
На территории Сибирского федерального округа зафиксировано 99 лесных пожаров на площади 40 тыс. 626,7 га. За последние три дня площадь сибирских лесов, охваченная огнем, выросла в 20(!) раз. Всего же с начала пожароопасного сезона в СФО произошло 4,417 тыс. лесных пожаров на площади 616 тыс. га. Больше всего леса горит в Иркутской области - 77 очагов на площади 39 тыс. 212,6 га, пожары не щадят целые деревни. На грани пожарной катастрофы, по прогнозу «Гринпис России», находится Омская область, в которой введен режим ЧС. Хотя для внешней аудитории власти занижают масштабы катастрофы, уверены в организации. Подобная тактика привела к трагедии на оружейных складах в Забайкалье, когда ситуацию скрывали и вместо наращивания сил и введения режима ЧС имитировали благополучие.
В «пожарной» информации из регионов прослеживается одна зловещая тенденция. В этом году число лесных пожаров на порядок выше, чем в прошлом. В Челябинской области – в 2 раза. В регионах ДФО – в 3,3 раза. На 25% больше пожаров в Бурятии. Здесь в борьбу с пожарами включилась уже РПЦ и буддистские монахи. Бьет прошлогодние показатели и Московская область. Здесь возникло 68 очагов природных пожаров, что в 8,5 раз больше, чем в прошлом году. Увеличилась – почти в 12 раз - и площадь возгорания. Всего с начала 2014 года в России возникло свыше 7 тыс. пожаров. Это на 5 тыс. больше, чем за аналогичный период прошлого года. И прогнозы неутешительные. «По срезу на сегодняшний день, если сравнивать с предыдущими годами, ситуация, в целом, развивается хуже, чем это было в 2010 году. Даже в Центральной России. По Сибири и Дальнему Востоку ситуация еще хуже, потому что там уже во многих регионах был введен режим чрезвычайной ситуации по пожарам», говорит руководитель противопожарной программы «Гринпис России» Григорий Куксин.
И снова ответственные за противопожарные мероприятия службы оказываются не готовы к авралу. Это признает даже Минприроды. Пожары обнаруживаются не оперативно, системы космического мониторинга работают неудовлетворительно. В стране нет полноценной лесной охраны. Затраты на противопожарную профилактику по-прежнему остаются ничтожно малы. Как на региональном, так и на федеральном уровнях продолжают занижать количество и площади пожаров. Нет должного контроля качества поставляемой для пожаротушения техники и оборудования.
Казалось бы, пожары-2010 подстегнули правительственных чиновников. И действительно, тушить пожары оказалось некому и нечем. Износ лесопожарной техники – а это всего 3200 единиц на всю страну! - достигал 80%! В 2011 году на ее закупку было выделено 5 млрд рублей, в 2012-м еще 3,5 млрд. Однако получилось «как всегда». В 2012 году Правительство очень долго согласовывало список поставщиков. В результате средства были выделены под занавес бюджетного года, когда все пожары прошли и все, что можно, уже сгорело.
Сегодня многие «лесные» регионы так и не обеспечены должным количеством пожарных тракторов и вездеходов, другой техники. Например, в Тверской области с ее лесами и торфяниками всего 78 таких машин, в Курганской области 100 единиц. Недостаточно лесопожарных станций III типа. Несмотря на широко разрекламированную кампанию по установке систем видеонаблюдения, программа эта в регионах скомкана. Например, леса Нижегородской области контролируют 5(!) видеокамер. Разве этого достаточно?
Но самое главное, во многих субъектах практически не реализуется система мер по предупреждению лесных пожаров. В списке - Тульская, Ульяновская, Свердловская, Томская области, Бурятия, другие регионы… Не готовы к тушению пожаров в МЧС Тюменской области. Результат – кратное увеличение территорий, охваченных огнем. Рослесхоз пытается заткнуть дыры, направляя дополнительные средства. Так, Бурятия только что получила дополнительно 25 миллионов рублей. Но поможет ли это? Вряд ли. За прошедшие годы МЧС, муниципальные власти привыкли перекладывать ответственность за борьбу с пожарами друг на друга. И принципиально в регионах мало что в этом вопросе изменилось. Свидетельство – недавние слова и.о. директора департамента лесного хозяйства Приморья. «Нужно выработать регламент, при котором решение главы кем-то должно исполняться…Нужно, чтобы муниципалитеты вместе с департаментом лесного хозяйства и МЧС взаимодействовали при пожарах в крае», сказал он.
Потрясающие формулировки. «Нужно выработать», «кем-то исполняться»… Впору и правда, как в Бурятии, молить Бога о поддержке, раз руководство МЧС и Рослесхоза не выполняет своих прямых обязанностей.