Вы готовы пойти за мной?
Опрос россиян, проведенный Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), показал, что активно отстаивать свои права готовы жители небольших городов и деревень. Обитатели мегаполисов, при всей «информационной» близости к проблемам, заметно отстают
Результаты опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение», на первый взгляд, могут удивить. Встать на защиту своих прав готовы, в первую очередь, жители небольших городов, а также сельчане. «Продвинутые» обитатели мегаполисов, в которых, вроде бы, сосредоточена политическая жизнь и вершатся судьбы регионов и страны, на деле оказываются пассивными и неорганизованными.
Итак, наши соотечественники невысокого мнения о собственной активности – лишь 38% считают, что граждане России готовы отстаивать свои права. Более 40%, причем вне зависимости от образовательного ценза, уверены, что мы не готовы. Однако причина такого отношения кроется, скорее, в том, что примеров улично-публичной активности объединенных масс по социально значимым вопросам у нас традиционно не наблюдается на протяжении многих лет. Из собственного опыта помню, какие уличные демонстрации, организованные профсоюзами, вызвало в 1994 году намерение мэрии Лондона повысить цены в общественном транспорте на 7% (у нас они тогда росли единократно в 2-3 раза – и никакого протеста). Масштабной самостоятельной реакции общества в России не наблюдается ни по каким вопросам – даже митинги в поддержку Крыма были организованы по разнорядке. Эта пассивность удобная для власти, а с другой стороны, она же и порождает такие пессимистические оценки.
Дальше начинается более интересное. При оценке по этим же параметрам своего окружения картина меняется. Видимо, здесь респонденты отчасти проецируют на близких свое отношение к проблеме и свои убеждения. «Ну если уж я, то мой сын (жена, отец, друг, коллега по работе и т.д.) тоже поступит так же». Такая позиция характерна для жителей городов с населением от 5 тыс до 900 тыс человек (47% «готовы» и 38% «не готовы»). На селе картина меняется: индивидуализм начинает брать верх – только 39% уверены, что их близкие готовы отстаивать свои права, а 42% уверены, что нет.
И принципиально иная картина в городах-миллионниках. Здесь атомизированность семьи и общества, стремление отвечать только за себя проявляются очень четко. Только 30% уверены в своих близких. Не могут сказать «за других» 51%. Что характерно – в Москве эта цифра ниже, чем в других миллионниках (44%). Возможно, на этот влияет большая вовлеченность москвичей в политические процессы (или осознание своей якобы причастности) либо большее единство взглядов в рамках одной семьи.
Опрос ФОМ выявил еще одну очень старую, можно сказать древнюю тенденцию. Сразу вспомнилось «в драке не выручат, в войне победят» Жванецкого. Несмотря на все разговоры об общем деле и коллективизме, идеологическую обработку советских времен и объединительные внешнеполитические акции последних месяцев, россияне по-прежнему, как и во времена татаро-монгольского нашествия, не готовы объединяться. Точнее, готовы всего 52%. Показательно, что готовы объединяться жители небольших (до 250 тыс. населения) городов и молодые в возрасте от 18 до 30 лет. Максимальный градус неготовности демонстрируют города-миллионники (44%) и беднейшая часть населения с доходом до 8 тыс руб (40%). Последние, видимо, не видят никакого смысла в объединенном протесте («и это потеряем, а нового не приобретем»), ну а позиция жителей мегаполисов объясняется, видимо, тем, что они не знают того, с кем надо объединяться. В условиях, когда москвичи или петербуржцы не знают, как зовут соседа по лестничной клетке, такая позиция неудивительна.
Данные опроса лишний раз подтвердили незавидный прогноз на развитие активного гражданского общества в стране. Сплотить россиян в настоящее время могут только громкие внешнеполитические или имиджевые акции, которые при грамотном информационном сопровождении позволяют выпустить социальный «пар» и переключить внимание с актуальных социальных проблем. Однако Олимпиады и присоединение Крыма бывают не каждый год. Как будет правительство удерживать ситуацию на плаву в условиях стагнирующей экономики в перерывах между олимпиадами и чемпионатами мира по футболу – вот в чем вопрос. Потому что безработица и нищета в конечном итоге могут повысить градус сплоченности общества до взрывоопасного.