Документальное кино за 400 миллионов
Правительство Москвы объявило конкурс на оказание услуг видеонаблюдения на выборах в Мосгордуму. Цена вопроса сопоставима с годовым бюджетом целого района ЦФО
Московские власти никогда не жалели денег на пафосные публичные мероприятия. Особенно если надо было показать якобы современность и якобы инновационность. Положительный, в том числе экономический, эффект от этих постановок никто не считал. Да и зачем, если цель – не практическая польза для людей, а показать начальству новую игрушку, на которой можно под шумок неплохо подзаработать. Так было и со Сколково, и с платными парковками. Видеонаблюдение на избирательных участках – не исключение.
Сама система была создана еще весной 2012 года – под выборы Президента, Тогда «Ростелеком» получил на ее обустройство порядка 500 млн долларов. На 90 с лишним тысяч избирательных участков страны было установлено почти 200 тысяч веб-камер. При этом основную статью расходов составило строительство новых и увеличение мощности существующих каналов связи, а также закупка спутниковых систем связи. Говорили, что система окупит себя в течение 5-7 лет. Вопрос «как» оставался без ответа.
Зачем нужна была такая сложная и дорогая система? Отвечали тоже своеобразно: во-первых, нигде в мире такой нет, а во-вторых, система видеотрансляции даст возможность каждому россиянину смотреть голосование в режиме реального времени на том участке, который ему нужен, и, в-третьих, исчезнет возможность нарушений – все можно будет проверить по записи.
Все это звучало неубедительно. «Аналогов в мире нет» - может, просто за практической ненадобностью? Неужели в странах с более развитой практикой выборов не додумались бы до такого шага, если бы он действительно был нужен? Далее, возможность смотреть трансляцию. Можно себе представить, чтобы рядовой человек неотрывно смотрел, как люди опускают бюллетени в ящик? Это ж не сериал какой, не передача с Игорем Прокопенко. Да мы на выборы ходим лишь бы побыстрей кинуть бумажку в урну - и вперед, по своим делам! В СМИ проскальзывала цифра, что якобы 380 000 человек будут смотреть видеотрансляцию. Кто эти люди, помимо наблюдателей – непонятно, делать для них игрушку за полмиллиарда долларов – тоже не резон. И последнее, про нарушения. Давно известно, что важно не как проголосовали избиратели, а как посчитала комиссия. Нарушения были и при видеокамерах. Поэтому этот аргумент также критики не выдерживает.
Правда, было еще одно – мол, созданная система теперь всегда будет работать на других кампаниях. И действительно, ее использовали на выборах мэра Москвы осенью прошлого года. Обеспечение самой трансляции вылилось в круглую сумму и большие организационные усилия. 200 бригад дежурили в 12 районах столицы, чтобы обеспечить работу 6792 камер. Они совершили 500 выездов, устраняя неполадки в пять раз быстрее, чем положено по нормативам!
Хочется спросить – а для чего был нужен весь этот героизм? Что изменилось от этого в итогах выборов или жизни москвичей? Да ничего. Вот и теперь, Департамент Москвы по конкурентной политике объявил конкурс на оказание услуг видеонаблюдения на выборах в Мосгордуму. Цена вопроса 405,27 млн руб.
Что такое 400 миллионов рублей? Для московского бюджета – «привычное дело». Ровно столько же было потрачено на новогоднее украшение города – лампочки на деревьях и прочие гирлянды. Деньги не то чтобы пущенные на ветер, но нашедшие не самое лучшее применение. Для наглядности сравним их с другими регионами России, чтобы понять, что значат 400 миллионов для них.
Например, 406 млн руб получила в прошлом году Амурская область на модернизацию дошкольного образования, в том числе ремонт и реконструкцию детских садов. Замечу – после наводнения. 400 млн – это деньги, полученные в прошлом году из федерального бюджета Бурятией на проведение весенне-полевых работ, закупку дорогостоящих лекарств для больниц и питание для детей-сирот. 400 млн – это расходная статья муниципального бюджета Севского района Брянской области за два(!) года. 400 млн рублей выделено на ремонт в 2014 году дорог в Ярославской области. 400 млн рублей выделено в этом году Калининградской области в виде субсидий на оплату авиабилетов из Калининграда в Москву и Санкт-Петербург. И 400 млн намерен потратить Нижний Новгород на капремонт домов.
Вот здесь все понятно, бюджетные средства тратятся на жизненно важные нужды. А московское правительство в очередной раз тешит самолюбие, зарывая огромные деньги в бессмысленные с точки зрения практической пользы проекты. Тендер пройдет, его выиграют нужные люди, которые, по традиции, отблагодарят его организаторов. Под включенными камерами, которые никому не нужны, пройдут выборы с заранее запланированным результатом. Но лучше бы 400 млн пустили на строительство пандусов для инвалидов или съездов на ступеньках метро для матерей с колясками – вот это было бы правильно.