Китай поможет уладить украинский кризис
Вашингтон не прочь принять его услуги

Применяя шахматную терминологию, Пекин сделал сильный ход в партии, развертывающейся вокруг Украины. Председатель КНР Си Цзиньпин на встрече с президентом США Бараком Обамой призвал все стороны к сдержанности и предложил создать международный механизм для урегулирования кризисной ситуации. Хозяин Белого дома не выдвинул возражений. По мнению эксперта, это может означать, что Пекин сыграет роль посредника между Киевом и Москвой.
За кулисами саммита по ядерной безопасности в Гааге 24 марта прошла встреча между председателем КНР Си Цзиньпином и президентом США Бараком Обамой. Как видно из сообщений агентства Синьхуа, обсуждение событий вокруг Украины заняло значительную часть беседы.
Лидер КНР высказался за политическое решение кризиса. Здесь ничего нового нет. Китайская дипломатия неоднократно выступала в таком же ключе. Но далее Си выдвинул предложения, которые свидетельствуют о том, что Пекин не собирается довольствоваться ролью простого наблюдателя событий. Он сказал, что следует в кратчайшие сроки создать международный координационный механизм. Другой элемент его инициативы – это призыв ко всем заинтересованным сторонам «не предпринимать каких-либо действий, которые могут привести к дальнейшему ухудшению ситуации».
Обама, естественно, изложил свое видение причин кризиса и оценку присоединения Крыма к России. В то же время он согласился «с позицией и принципами, которые выдвигает Китай», и признал, что Китай может «сыграть роль в данной ситуации».
Отсюда можно сделать вывод, что Китай готов подключиться к контактам между политиками России, Запада и Украины, чтобы способствовать деэскалации конфликта. Заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев отметил, что «нужно подождать дополнительных разъяснений от Пекина относительно координационного механизма. Возможно, это означает, что Китай станет в ходе предстоящих переговоров посредником. Хотя опыт подобных дипломатических миссий у КНР невелик, у нее есть несомненные преимущества по сравнению с другими державами. Прежде всего это наличие широких связей на уровне стратегического партнерства с Россией. В то же время Китай многие годы сотрудничает, в том числе в военно-технической сфере, с Украиной. Наконец, и с США он сумел установить широкие и достаточно доверительные отношения».
Одним словом, исключать того, что китайская дипломатия выйдет на первый план, не стоит. Раньше Пекин избегал втягиваться в дискуссии, не затрагивавшие непосредственно Азиатско-Тихоокеанский регион. Теперь, когда его экономическая и военная мощь возросла, Китай рассматривает многие районы мира как сферу своих интересов. Призыв не подливать масла в огонь, очевидно, обращен и к России, и к Западу. В то же время китайцы хорошо знают, какой вклад в дестабилизацию Украины внесли ее друзья в США и Западной Европе, заключил эксперт.
Но какими последствиями для России было бы чревато подключение нашего мощного соседа на Дальнем Востоке к урегулированию кризиса? Тут уместно указать, что в Китае не только блогеры, но и пресса активно обсуждают последствия перекройки карт России и Украины. Любопытен комментарий газеты «Хуаньцю шибао» (Global Times), которая хоть и издается Коммунистической партией, но часто выходит за рамки того, что дозволено официальным СМИ.
«Действия Москвы обескуражили Запад и вызвали беспокойство в окружающих Россию маленьких странах. Китайское же общественное мнение разделилось на два основных лагеря. Первый очень высоко оценивает энергичный отпор, который Путин дал западным странам, и полагает, что дерзкая политика России помогает снизить стратегическое давление, которому западные державы подвергают Китай. Другой же опасается, что победа в Крыму подхлестнет высокомерие и даже безрассудство Москвы», – пишет газета.
В обеих позициях есть смысл. У китайцев и русских встречается еще неискоренимое недоверие друг к другу. Западные страны пытаются играть на этом. Обобщая картину, газета резюмирует: Китай выступает за многополярный мир, и сильная Россия укладывается в картину этого мира. Это куда лучше, чем мир, в котором одна Америка говорит «баста!» – и все.
Если называть вещи своими именами, Россия сталкивается сейчас с беспрецедентной со времени холодной войны враждебностью на Западе. На этом фоне благожелательный нейтралитет Китая что-то да значит.