Пропуск хода
Российская оппозиция морально раздавлена. Но это – возможность перестроиться и набраться сил
Последние события, связанные с присоединением Крыма к России и российско-украинским кризисом, выбили из колеи часть оппозиционно настроенных граждан: все ждут репрессий для «пятой колонны». Я решила поговорить с оппозиционными политиками и экспертами о том, что в сложившейся ситуации надо делать оппозиционным силам в России.
«Я думаю, что ситуация с Крымом раздавила нашу оппозицию», - не без злорадства поделился на днях один из собеседников, близких к администрации президента. Он предрек оппозиционным силам на выборах в сентябре 2014 года сокрушительное поражение. Под «ситуацией с Крымом» он имел в виду невосторженные высказывания различных представителей оппозиционных партий и движений относительно вхождения Крыма в состав России.
Присоединение Крыма к России в том виде, как оно происходило, не поддержал ни оппозиционный политик Алексей Навальный, ни партии «Гражданская платформа» и РПР-ПАРНАС, ни депутаты Госдумы Илья Пономарев и Дмитрий Гудков, ни практически все общественные деятели, придерживающиеся оппозиционных взглядов - исключение составили разве что популярный сайт «Спутник и погром» Егора Просвирнина и часть националистов.
Гостелеканалы и провластные блогеры немедленно растиражировали сделанные оппозиционерами высказывания, представив их в негативном ключе. В процессе российско-украинского кризиса заработал даже сайт predatel.net, на котором цитируются и простые антивоенные высказывания оппозиционно настроенных политиков и общественных деятелей, не говоря уже о высказываниях против присоединения Крыма.
Социологи утверждают, что недовольные тем, как присоединяли Крым, оказались в абсолютном меньшинстве. Согласно соцопросу от ВЦИОМ от 24 марта, 93% россиян поддерживают присоединение.
Высказывание президента Владимира Путина о наличии в стране «национал-предателей» и «пятой колонны» не добавили оптимизма в ряды людей, не испытывающих восторга по поводу действий власти.
В результате классическим жанров отечественной колумнистики последних недель стали тексты с описанием грядущих репрессий в адрес всех инакомыслящих, тексты, посвященные тонкостям внутренней и внешней эмиграции и призывы в соцсетях обняться напоследок и готовиться умирать.
Что может в такой ситуации делать российская оппозиция, чтобы выйти из состояния деморализации и апатии и постепенно вновь набрать политические очки? Вариантов много: от спокойной пропагандистской работы до бойкота выборов, переформулирования программы и диалога с «большинством».
Большинство экспертов и оппозиционеров сходятся в одном: сейчас не время для резких движений против общего течения – люди не поймут, а смысла в ходе нет, потому что по факту он является игрой в чужой повестке дня.
Основная проблема оппозиции последние два года состоит в том, что она слишком охотно принимает ту повестку, которую ей навязывает администрация (президента), считает журналист Олег Кашин.
«В итоге сейчас средний оппозиционер - это гей, бандеровец и воинствующий безбожник, настаивающий на передаче Крыма Украине. Мне кажется очевидным, что начинать стоит с того, чтобы перестать следовать этой повестке», - говорит Кашин.
Политконсультант Глеб Кузнецов вспоминает старую поговорку для игроков в преферанс «хода нет – ходи с бубен». «Разница в том, что в преферансе надо ходить обязательно, а в политике – нет. И если сейчас для оппозиции нет хорошего хода – а его нет – то ход стоит пропустить. Сейчас повестка не экономическая и не политическая, а мобилизационно-героическая. Оппозиции нечего тут предложить, и лучше просто подождать, потому что мобилизационно-героическая повестка эффективна, но конечна: людям вновь становится интересно, что происходит с экономикой, не сорвется ли летний отпуск в Турции и так далее. И оппозиционным силам важно до этого момента не растратить себя. Что касается сентябрьских выборах местного и регионального уровня, надо избегать темы Крыма и вести кампанию на уровне сугубо местной повестки. Слова «Крым», «Украина», «Санкции», «Война» в кампаниях оппозиционеров в этом году звучать не должны», - считает Кузнецов.
Главные два урока, которые оппозиции надо вынести из сегодняшней ситуации относятся скорее к ценностному уровню, нежели практическому, говорят эксперты.
Надо перестать упиваться собственным несчастьем нахождения в меньшинстве и становиться прагматиками: ориентироваться на конечный успех, а не на итоговую красивую гибель.
Представитель «Партии Прогресса» Алексея Навального Николай Ляскин в разговоре со Znak.com отметил, что у многих сейчас может наступить апатия, однако это не должно стать поводом сдаться.
«Люди сейчас могут думать, что все, что они делают или делали – плохо, но это ошибочное мнение. Во-первых, нельзя сдаваться. Во-вторых, сколько бы об этом не говорили раньше, но наконец надо признать: пора объединяться. Раньше консолидированы действий не было – разве что, в рамках кампании Навального на выборах мэра Москвы, а в остальном каждый тянул одело на себя, действуя по принципу лебедя, рака и щуки. Теперь надо взаимодействовать друг с другом, не расходясь по главным точкам зрения и концентрироваться на информировании людей: кто может – в Интернете, кто может – листовками, кто может – разговорами с соседями», - отмечает Ляскин.
Примерно о том же говорит депутат Госдумы от «Справедливой России» Илья Пономарев: стоять на позициях морали и здравого смысла, не творить кумиров и работать скоординировано.
«Важно быть другими, чем власть. Власть сейчас характеризуется наличием сильного лидера, кумира миллионов, использованием националистических лозунгов, призывами не думать, а идти за вожаком, но главное, что ей двигает – это стремление зарабатывать деньги. Оппозиции же надо опираться на понятный образ будущего, на позицию приоритета регионов перед центром, принцип интернационализма и братства народов. Да, сейчас власть отменяет выборы мэров в крупных городах, и нам надо добиваться серьезных перемен. Да, серьезные перемены двигает обычно не большинство, а пассионарное меньшинство, но это меньшинство должно учиться коммуницировать с большинством и перестать упиваться тем, что оно – меньшинство, как это было во время протестов 2011 года.
Если не ориентироваться на то, чтобы в итоге перетащить на свою сторону большинство – ничего не получится, а чтобы его перетащить, нужно отказаться от вождистской концепции, придумать популярную программу, отказаться от внутренних распрей», - считает Пономарев.
С ним согласен руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев: надо менять язык оппозиции.
«Не надо называть большинство быдлом и прочими обидными словами, надо отказаться от дискредитированных дефиниций и терминов, Нужно брать на вооружение тему патриотизма, идти за общественными запросами и одновременно формировать их. Оппозиции не хватает простого и понятного большинству набора идей и предложений, объяснения собственного понимания настоящего патриотизма, роли России в мире, внутренней политики, образа будущего страны. То есть, вначале должно быть слово, простые внятные идеологемы, популярные лозунги, далее организационная работа», - считает Калачев, добавляя, что преодоление проблемы раскола и сектантства внутри оппозиции потребует диалога либералов и националистов, приводя в пример национально ориентированный русский либерализм Струве и Милюкова. После определения смыслов, надо будет искать модные и понятные формы, вовлекать в процесс новых людей и отказываться от сотрудничества со старыми и одиозными, наконец, готовиться к выборам в Госдуму.
«Принято считать, что самое слабое место оппозиции — отсутствие финансового и организационного ресурса. А я считаю, что самое слабое место - неумение работать со смыслами. Им надо также пересмотреть отношения с журналистским и политтехнологическим сообществами. Медийность и технологичность - требование времени. Только кому это объяснять? Персонажам, которые готовы спорить друг с другом по самым несущественным поводам, людям, которые делят шкуру неубитого медведя?», - отмечает Калачев.
Точка зрения одного из сопредседателей РПР-ПАРНАС Бориса Немцова схожа с точкой зрения Ляскина: надо заниматься последовательной пропагандой, избегая истерик.
«Во-первых, надо быть принципиальным. Хочется, конечно, занять позицию ликующего большинства, но я уверен, что похмелье и ломка будут скорыми и очень тяжелыми. Нельзя разделять позицию, что Россия должна жить по заветам чучхе (официальная идеология Северной Кореи): опора только на собственные силы и международная изоляция. Мне кажется, надо продолжать отстаивать свою позицию, но без истерики, заниматься разъяснительной работой, продолжать публикацию докладов, как доклад «Путин. Итоги», тем более, что тема борьбы с коррупцией для Путина сейчас ушла на второй план, а люди скоро вспомнят, что у власти находятся жулики. Выборы мэров крупных городов сейчас будут отменять, в выборах в Мосгордуму смогут теперь участвовать только несколько партий. Это грустная история, но надо ее пережить», - считает Немцов.
Экс-депутат Госдумы Геннадий Гудков придерживается более радикальной точки зрения и считает, что оппозиции надо сформировать единый Комитет политических действий и выдвинуть власти ультиматум, требуя у власти ротации составов избирательных комиссий, доступ для оппозиции к СМИ, изменение избирательного законодательства и запрета на применение административного ресурса.
В случае отказа от выполнения этих требований, Гудков предлагает создать Комитет уличных протестных действий, который будет заниматься организацией массовых протестов и отказаться от участия в выборах.
Одновременно с этим надо выработать политическую программу, предполагающую конституционную реформу, переход к парламентской или полупарламентской республике, подконтрольность силовых структур обществу и обще демократизации общественно-политической жизни страны, считает Гудков.
Политологи же, причем как умеренно, так и критически настроенные по отношению к власти, уверены: для обострения сейчас не время, надо выждать и в процессе ожидания сохранить репутацию.
«Пока все задавлено, все в легком шоке. Сейчас всем важно сохранить имя и репутацию на будущее, а надо понимать, что сиюминутное соглашательство может лишить людей шанса на политическое будущее в дальнейшем. Те, кто умнее, сейчас молчат, другие активно критикуют – все зависит от личной готовности рисковать. Важно понимать, что кумулятивный эффект в итоге будет», - считает руководитель региональных политических программ Александр Кынев.
Директор фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов также рекомендует оппозиционно настроенным гражданам сосредоточиться не на организации собственных похорон, а на выживании.
«Оппозиции надо сейчас “быть Навальным” - верить в успех, а не в этическую и эстетическую самоценность красивой смерти и исходить из того, что любой тренд - не навсегда. Пока я, впрочем, таких настроений не вижу», - отмечает Виноградов.
Источник - Znak.com