Керимов устал, Керимов уходит
![Керимов устал, Керимов уходит](https://obshchayagazeta.eu/sites/default/files/uploads/articles/34556/92big.jpg)
В 2013 году сенатор Сулейман Керимов продал почти весь свой бизнес и стал фигурантом уголовного дела. Эксперты уверены – миллиардер, сделавший капитал в 2005-2008 гг. на спекуляциях акциями «Сбербанка» и «Газпрома», окончательно покидает олимп российского бизнеса. Скорее всего, теперь он направит капиталы за пределы РФ.
После продажи своей доли в «Уралкалии» - крупнейший пакет в 21,75% и, по неофициальным данным, еще 5,34% был куплен Михаилом Прохоровым за 4,8 млрд USD – Новый 2014-й год Сулейман Керимов встречает формально владельцем только одного актива - 42% акций «Polyus Gold». Однако, по данным информационного отдела ТПП-Центра, и они будут проданы в ближайшее время. Причина – неблагоприятная конъюнктура рынка.
«Polyus Gold - одна из наиболее эффективных компаний сектора, у нее практически нет чистого долга, - считает аналитик «Номос-банка» Юрий Волов. - Однако сейчас рынок золота в целом переживает ухудшение конъюнктуры, вызванное снижением спроса, а это давит на акции компании».
Кроме того, летом Керимов заявил о желании расстаться со своим главным девелоперским проектом – ГК ПИК (ему принадлежало 47,4% акций). Первый этап сделки по продаже 36% ценных бумаг по цене 2,2 USD за штуку завершился 20 декабря. Избавился Сулейман Абусаидович и от 1% акций «Алросы», получив за бумаги 80 млн USD (хотя в 2011 году он купил их за 109 млн).
Возник резонный вопрос – почему Керимов сбрасывает самые прибыльные активы? Акции «Алросы» он продал чуть ли не за месяц до выхода компании на IPO, а, продавая ПИК, отказался от реализации проекта в Сколково?
Подобная тактика обусловлена, по мнению экспертов, не просто экономическими причинами, не предощущением кризиса. По информации источника агентства ПРАЙМ-ТАСС, Керимов требовал от Кремля гарантии возврата своего политического влияния на территории Дагестана в обмен на выход из комбинации с «Беларуськалием». Якобы, для завершения ранее начатых экономических проектов - аэропорте «Уйташ», местном морском порте и футбольном клубе «Анжи».
Слово «политическое» стало в судьбе Керимова в последнем квартале 2013 года ключевым. Сначала политическую окраску обрел его спор с «Беларуськалием» по поводу сбыта продукции. В результате Президент Беларуси Александр Лукашенко отказался работать с олигархом. Затем последовал арест генерального директора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера. Следственный комитет Беларуси предъявил обвинения Баумгертнера и Керимову, а правительство собиралось объявить олигарха в международный розыск.
Разрешать политический скандал в рамках Союзного Государства Керимову пришлось за счет своего крупномасштабного бизнеса. После продажи доли в «Уралкалии» Прохорову эта история поутихла.
Но политические неприятности ожидали его и в родном Дагестане. Напомним, что там его влияние значительно укрепилось после кризиса 2008 года, а его люди, при поддержке главы региона М.Магомедова, заняли влиятельные посты в республике. Так, в 2009 году Керимову, не без силового конфликта, удалось сместить многолетнего руководителя махачкалинского порта Абусупьяна Архарова. Директором единственного незамерзающего порта России на Каспии стал Ахмед Гаджиев, брат друга Керимова, депутат ГД РФ Магомеда Гаджиева. Говорили, что глобальная цель олигарха – поставить под свой контроль всю транспортную структуру республики.
Как бы то ни было, но Керимов стал считаться в Дагестане главным инвестором федерального уровня. Правда, многие заявления об инвестиционных проектах остались на бумаге. Так, не осуществилось желание Сулеймана Керимова вложить $1,4 млрд. в развитие прикаспийской курортной зоны, за которые он и получил от президента республики звание «главного инвестора Дагестана». Не достиг докризисных объемов при новом руководстве, не оправдав вложенные в него федеральные деньги, и махачкалинский порт, а проект Керимова о реконструкции аэропорта тоже под большим вопросом.
«Мы устали от пустых обещаний тех, кто стоит за Магомедсаламом Магомедовым. Нам это надоело. Вопрос решен, надо было действовать раньше», - так комментировали в СМИ представители Администрации Президента ситуацию с керимовскими начинаниями в Дагестане.
2013-й резко ускорил антикеримовский тренд. Около года назад Магомедсалама Магомедова на посту главы Дагестана сменил Рамазан Абдулатипов, который мягко, не делая громких публичных заявлений, вывел власти республики из-под влияния олигарха. Видимым проявлением этого стал резкий кризис ФК «Анжи». В начале года никто не болел футболом так, как Керимов. За 35 млн Euro был закуплен самый дорогой игрок в истории клуба – Виллиан. Однако через полгода интерес к этому проекту – а он был явно социальный, как говорится, в нагрузку – был потерян. Неудачи клуба в первенстве страны и чехарда невнятных тренеров привела к тому, что «Анжи» «потребовалось переформатирование».
По мнению руководителя «Политической экспертной группы» Константина Калачева, «фактически действия олигарха можно воспринимать как предложение республике самой заняться дагестанским футболом. В настоящее время есть проблемы…и отношения господина Абдулатипова и Керимова складываются далеко не безоблачно».
Куда же намерен направиться Сулейман Керимов в случае, если он распродаст свои активы и не вернет себе, а это уже очевидно, статус главного инвестора Дагестана?
По примерным подсчетам эта распродажа принесла ему 5,5 млрд USD. Возможно, как и в 2008-м, он вложит деньги в зарубежные финансовые институты – Deutsche Bank, Morgan Stanley, однако тогда ему будет трудно удержаться на плаву и оказывать влияние на политические процессы в Махачкале и Москве.
А может, он просто решил, по примеру Романа Абрамовича, уехать в Англию и купить себе новый и, конечно же, не российский футбольный клуб. С которым не будет головной боли, как с «Анжи», и за который не надо будет отчитываться перед вышестоящим руководством.
Но курс на «деоффшоризацию», к которому призывает бизнес Кремль, гораздо шире того, что под этим понимается. Да и цена лояльности российских властей, если Керимов пойдет по «английскому» пути, будет для него запредельно высока.