Мусорный ветер над Москвой
По последним данным, столица нашей Родины «производит» в год около 25 миллионов тонн отходов, в том числе 6 миллионов тонн коммунального мусора и около 4 миллионов тонн загрязненных грунтов, требующих полигонного захоронения. Примерно 90(!) процентов этого опасного для жизни «добра» утилизируется на подмосковных полигонах. Проще говоря, закапывается в землю. Остальное сортируется или сжигается в самой Москве. В сражении с мусором столичные власти явно терпят поражение.
Ртутный «Куршавель»
Когда в середине 90-х наша семья переехала на север Москвы (родились дети, надо было увеличивать количество квадратных метров), мы и знать не знали, что буквально в двух километрах от нашего дома находится...Куршавель! Но кататься там на лыжах, несмотря на пологость склонов, я бы не рискнул. Да и охрана не пустит – посещение должно быть заранее согласовано с администрацией подмосковных Химок.
Химкинский «Куршавель» - это огромная свалка буквально в 500 метрах от МКАД. Тогда, в середине 90-х, холм был невысок и не бросался в глаза. Зато теперь мусорный террикон доминирует над всей округой (его высота более 50 метров). Он стал своеобразным символом Москвы, который с 2018 года будет встречать и провожать всех проезжающих по новой трассе Москва-Санкт-Петербург
А еще напротив свалки – старые и новые жилые кварталы и даже таунхаусы, под ним – кладбище. Местные жители утверждают, что сюда из Москвы кроме обычных отходов свозят отработанные аккумуляторы, термометры, батарейки, люминесцентные лампы, отходы I класса опасности с ртутью и свинцом.
И тут хочется вспомнить, что о необходимости переработки, а не складирования отходов в Москве и ближайшем Подмосковье говорили еще в...1990 году! Именно тогда поднимался вопрос об использовании зарубежного опыта по переработке мусора и получении за счет этого энергии, строительных материалов и иных продуктов. Однако городские власти пошли по экстенсивному пути. Возможно, сыграло роль и лоббирование со стороны криминальных структур, которые, как известно, негласно контролируют мусорную тему (вывоз и складирование) не только в столичном регионе.
Как же собирались столичные власти решать мусорную проблему? Самым простым и интересным для «ближнего круга» способом – строительством мусоросжигательных (не перерабатывающих) заводов. Генплан развития Москвы до 2025 года предусматривал сооружение 6 таких предприятий на территории города.
Диоксины – в каждую московскую семью!
Специалисты-экологи считают, что строительство мусоросжигающих заводов (МСЗ) по своим негативным последствиям для здоровья населения города едва ли не пагубнее, чем захоронение мусора на полигонах ТБО. По словам известного эколога, эксперта в области радиационной, экологической и промышленной безопасности и депутат Госдумы РФ Максима Шингаркина, только разрешенная санитарная зона у этого завода составляет 3 км, а высота рассеивания ядовитого диоксинового дыма из труб происходит на высоте 30-35 м, т.е. на уровне средней московской многоэтажки.
Принимая во внимание плотность массовой застройки в спальных районах столицы, понимаешь, что такой свободной зоны нет нигде.
Напомним, что диоксины – это сложные органические соединения, которые по наносимому здоровью населения вреду могут быть сравнимы с радиоактивным облучением. Они подавляют иммунитет, приводя к состоянию так называемого «химического СПИД’а», провоцируют развитие онкологических заболеваний, нарушают работу эндокринных желез. Приводят, наконец, к женскому и мужскому бесплодию.
«Широкий спектр заболеваний был обнаружен у людей как работающих на мусоросжигательном производстве, так и живущих неподалеку, - подтвердил «Общая Газета.РУ» этот факт депутат Госдумы РФ, член Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Олег Лебедев. - Это рак (у взрослых и детей), заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушения иммунитета, рост количества аллергических реакций и врожденных аномалий.
Так что в случае реализации проекта почти каждый округ Москвы получил бы свою «диоксиновую иглу». И это не громкая фраза, а реальных и, увы, мрачный сценарий ближайшего будущего. Как заявил «Общая Газета.РУ» Председатель Центрального совета политической партии «Альянс Зеленых – Народная партия» Олег Митволь, строительство мусоросжигающих заводов на территории Москвы «сказывается на здоровье москвичей крайне негативно. То, что сейчас сжигают в Москве является причиной роста онкологических заболеваний и заболеваний щитовидной железы у граждан. Мусор в нашей стране не сортируется, а следовательно, в воздух идет всякая гадость, в том числе и остатки пластмассы и их производных».
Тупиковый популизм столичной мэрии
Видимо, осознав, что МСЗ проблему с мусором не решат, а население в местах предполагаемого строительства не намерено тупо молчать и идти на убой, московские власти пошли на попятную. Еще в 2008 году председатель комитета Мосгордумы по экологии Вера Степаненко заявила, «что даже если в ближайшее время построят 10 мусоросжигающих заводов, это не решит проблему мусора в Москве».
Когда в октябре 2010 г. мэром столицы стал Сергей Собянин, появилась робкая надежда на то, что мусорная проблема будет решаться кардинально и по-современному. В марте 2011-го на совещании правительства города он заявляет следующее: «Принято решение не строить в городе новых мусоросжигающих заводов, в основу утилизации отходов должны быть положены щадящие технологии: глубокая переработка или захоронение отходов за пределами города».
Департамент ЖКХ направляет инициативным группа населения, выступавшим против строительства заводов, соответствующее письмо, «забыв» однако о том, что злополучное постановление №313 от 22 апреля 2008г., которое предусматривало строительство МСЗ, отменено не было. Зато раздражающая население формулировка «мусоросжигающий завод» была заменена на «объект санитарной очистки города»! Хорошее прикрытие для реализации любого проекта – в том числе, и в формате МСЗ.
Продолжение не заставило себя ждать. В Ясенево, Теплом стане, в Лианозово общественные движения снова выступили с разоблачением «мусорных» маневров администрации Собянина. И тогда, и сегодня никому непонятно, почему для решения вопросов утилизации мусора московские власти предлагают применять самые примитивные методы – захоронение и сжигание?
В результате к весне 2011 года мэрия была вынуждена отказаться от строительства заводов и в ЮЗАО, и в САО, озвучив планы по вывозу мусора на границы Московской области и соседних регионов в некие специализированные технопарки. При этом глава Департамента ЖКХ Антон Кульбачевский сказал, что эта система должна заработать не ранее 2016 года и – внимание! – основу «переработки» составят снова...МСЗ.
Не может не удивлять тот факт, что годами(!) упражняясь в словесной эквилибристике, городские власти упорно не идут на реализацию настоящих инвестпроектов с применением действительно современных технологий, например, на основе пиролиза, позволяющих в одном месте (что крайне важно) утилизировать и перерабатывать самые разные отходы – от мебели до отработанного масла, получая их них дизтопливо, строительные блоки, электроэнергию.
«Причины того, почему в городе и регионе практически не осуществляется развитие современных технологий переработки ТБО, на мой взгляд, связаны с тем, что имеющиеся возможности и прибыли устраивают хозяев мусороперерабатывающих заводов. Говорить о какой-то конкуренции, которая заставила бы их что менять, просто смешно, - уверен Олег Лебедев. - Свои темы они получили, скорее всего, благодаря близости к чиновникам. А власти не подталкивают их модернизировать этот бизнес, видимо, потому, что зачем ломать налаженные и хорошие отношения с полезными и нужными людьми».
Непонятно также, как решается «больная» проблема утилизации автомобильных шин – учитывая, что в Москве зарегистрировано около 4 млн единиц ТС. А ведь было совещание 30 мая 2011 года в Твери, на котором Владимир Путин поручил создать систему утилизации – а не только складирования! - покрышек и решить это вопрос.
«С чиновников никто не спрашивает за состояние экологии в том или ином регионе или городе. Им дешевле бросать мусор в лесу или сжигать, а не внедрять современные технологии, - подчеркивает Олег Митволь. - Если бы у нас ответственность чиновников за выбрасывание и сжигание мусора была закреплена законодательно, то ситуация могла бы измениться. Но в профильном комитете Госдумы сидят далекие от экологии люди. Дума не работает в этом направлении и пока на «мусорную» тему не было внесено ни одного законопроекта».
Зато главный архитектор Москвы Александр Кузьмин выражает недовольство жителями города, выступающими против строительства не самых современных мусоросжигательных заводов. «Как можно не строить, если мы сами мусорим. Позиция у них очень веселая: мы, москвичи, будем мусорить, а жители Московской области, где полигоны находятся, примите это все», - недоумевает чиновник.
Кузьмин, мягко говоря, лукавит. Про вывоз мусора на границу области говорит именно правительство Москвы, а не рядовые граждане. Они-то были бы не прочь, если бы мусор именно утилизировался и перерабатывался. Проблема в том, что в городе не налажена система раздельного сбора мусора. И для ее формирования и развития ничего не делается! Ни в плане продвижения в обществе (будем честны: заставить нас складывать в различные пакеты пластик, бумагу и стекло очень трудно), ни в плане создания системы обеспечения реализации таких программ.
Хотя когда жизнь или кошелек прижимает, народ наш вполне обучаем. Пошла же потихоньку в массы программа использования энергосберегающих лампочек (а как смеялись вначале!), и пристегиваться в автомобилях стали, и скоростной режим в населенных пунктах соблюдать, и по полосе для общественного транспорта не ездить. Можно же, если у государства есть воля и желание!
С мусором, видимо, история другая – уж слишком большие деньги крутятся в этой сфере и слишком много заинтересованных в том, чтобы росли местные «куршавели по-химкински». Мэрия, конечно, хочет ввести раздельный сбор мусора, но на внедрение этой системы она отводит до...10 лет!
И все эти годы жители старой и новой Москвы и области будут дышать ароматами мусорных полигонов и пить жидкость, которая когда-то называлась водой.
P.S. Кстати, по словам руководителя проекта «Гринпис России» Алексея Кисилева, три работающих в Москве мусоросжигательных завода выбрасывают в воздух в ДВА раза больше диоксинов, чем вся промышленность ФРГ....