«Министерское наследие» ищет «прачечную»?
Экс-министр связи РФ Леонид Рейман гордо сообщает, что полон сил и идей, правда реализовывать свои проекты он, похоже, планирует не в России. Не так давно подозреваемый в крупном отмывании денег, бывший чиновник заявил о намерении инвестировать 20 млн евро в французские стартапы. Однако эксперты сомневаются в успешности подобных вложений.
Российский венчурный фонд New Generation Investment (NGI), сооснователем которого является бывший министр связи Леонид Рейман, объявил о намерении инвестировать в перспективные проекты Франции, сообщает TechCrunch. Вообще под французскую инвестпрограмму создается специальный фонд объемом 20 млн евро ($26,4 млн).
«Слишком скромный по американским меркам, но приемлемый для Франции с учетом того, что в местные стартапы инвестируют достаточно редко», – отмечает эксперт издания Ромэйн Диллет.
«У Франции есть активы, особенно в области технологий,— объяснил господин Рейман изданию Les Echos.— На данном этапе экономического кризиса Европа может занять лидирующие позиции в различных областях». Он также добавил, что Франция может стать лишь первым этапом, и NGI будет отслеживать и другие европейские проекты.
Первым проектом нового фонда станет французский VoIP-сервис, который будет запущен осенью. У NGI амбициозные планы: предполагается распространить этот сервис по всей Европе и сделать конкурентом Skype.
Эксперты, однако, весьма скептически относятся к подобным амбициям французов и Реймана. Руководитель отдела аналитического центра «Видео Интернэшнл» Алексей Беляев, например, заявил «Газете.Ru», что вопрос инвестирования в тот или иной бизнес заключается в понимании бизнеса в стране и в видении перспектив этого бизнеса. Но VoIP-сервисов, которые бы одновременно работали и приносили существенные деньги, пока не создали, отмечает он.
Напомним, фонд NGI был создан в 2008 году. В 2010 году он стал контролирующим акционером французской Mandriva, компании-производителя международных дистрибутивов программного обеспечения на базе Linux. 42% акций компании владеет французский банк Bryan Garnier, а NGI контролирует 50% плюс одну акцию Mandriva через Townarea Trading & Investments. С момента сделки российский фонд уже инвестировал в Mandriva около 3 млн евро.
В 2010 году NGI приобрела у группы компаний IT 51% разработчика свободного программного обеспечения «Пингвин софтвер», работающего по госпрограммам. В частности, компания Реймана получила от Министерства связи и массовых коммуникаций РФ заказ на разработку национальной операционной системы, получившей прозвище «Русская Windows».
Участники рынка поговаривают, что «ПингВин Софтвер» победила, потому что в ее акционерах числится Леонид Рейман, который якобы сумел пролоббировать решение конкурсной комиссии в свою пользу. Тем более что сейчас у экс-министра большинство проектов так или иначе связаны с госбюджетом: производство раций по заказу Министерства обороны на принадлежащем его структурам заводе «Ангстрем»; образовательная интернет-сеть «Дневник.ру»; инвестфонд с его участием Prostor Capital сфокусирован на компаниях, предлагающих решения для госсектора, медицины и образования.
Наблюдатели недоумевают, зачем теперь предприимчивому Леониду Дододжоновичу понадобилось инвестировать в «никуда», точнее в проект, окупаемость которого под большим сомнением у экспертов? По слухам, вполне вероятно, господин Рейман продолжает «отмывать» свое «министерское наследие».
С этим согласны и многие пользователи Рунета. «Фонд экс-министра связи Леонида Реймана NGI вложит украденные у русских лохов 20 млн евро в французские стартапы и с удовольствием их легализует. Причем не зависимо от успеха стартапа», - комментирует новость в Facebook Alex Rama.
Впрочем, это далеко не первый сомнительный проект экс-министра связи. Господин Рейман действительно полон бизнес-идей, к которым можно привлечь щедрое российское госфинансирование.
Одна из последних - создание совместно с франко-немецким производителем вертолетов Eurocopter («дочка» EADS) завода по выпуску легких вертолетов семейства Ecureuil в Ленинградской области. В конце февраля «Ведомости», ссылаясь на источник в Минобороны, сообщили, что французские вертолеты Реймана, вероятно, закупит военное ведомство.
Наблюдатели возмущены, ведь впервые в постсоветской истории Минобороны намерено приобрести технику, прямо конкурирующую с российскими машинами, да еще с теми, которые предлагаются на экспорт. По словам экспертов, последствия в любом случае могут нанести ощутимый урон отечественной оборонке.
По слухам, причина такого поведения главы МО Анатолия Сердюкова в том, что он обслуживает интересы двух миллиардеров петербургской группы Владимира Путина – все того же Леонида Реймана и Юрия Ковальчука. Как сообщал Forbes, когда Рейман начал переговоры с Eurocopter, в качестве партнера он привлек Ковальчука и его банк «Россия».
Вероятно, именно примыкание к компании столь влиятельных бизнесменов и чиновников до сих пор гарантирует господину Рейману полную неприкосновенность. Даже из громкого дела немецкой прокуратуры об отмывании 150 млн евро экс-министр вышел весь в белом.
Напомним, прокуратура Франкфурта-на-Майне и уголовная полиция Германии по-прежнему подозревают Леонида Реймана в легализации этих денег посредством датского юриста Джеффри Гальмонда и четырех бывших менеджеров Commerzbank. По версии следствия, Гальмонд прикрывал Реймана, переводящего телекоммуникационный бизнес из государственного владения в подконтрольные зарубежные компании.
На определенном этапе расследования немецкие следователи справедливо рассчитывали на помощь российских коллег, однако, наша прокуратура заявила, что не имеет претензий к Рейману. Лучше всего этот момент описал The Wall Street Journal: «Федеральное ведомство по уголовным делам собрало немало сведений о сомнительных методах при продаже госпредприятий в Санкт-Петербурге и других городах, о непрозрачных связях и тайных иностранных счетах экс-министра. Однако позднее некоторые осведомленные лица предпочли держать язык за зубами - кто-то из страха за собственную безопасность, кто-то в обмен за вознаграждение».
Немцам пришлось закрыть это дело по фактически формальным обстоятельствам – отказу российских властей от сотрудничества. «Трудно выносить приговоры по делам, связанным с международной коррупцией, при отсутствии сотрудничества судебных властей всех задействованных государств», - говорит глава немецкого отделения антикоррупционной организации Transparency International Кристиан Хумборг.
Так что пока Леонид Дододжонович неустанно раздает интервью, рисуя радужные перспективы собственного бизнеса и рассуждая об инвестициях в европейские стартапы, а также легко входит в проекты с госфинансированием. Но, сколько веревочке не виться – если слухи о том, что господин Рейман по-прежнему ищет лазейки-«прачечные» для своих миллионов подтвердятся – не исключено, что у немецких следователей появятся другие помощники. И дело, которое «приподзакрыли» до лучших времен, могут и «приподоткрыть».