Новое меню для депутата
Политики и общественники виртуозно используют в своих интересах скандал вокруг обновленного меню в детских садах Москвы

Спектакль протеста
Словосочетание «новое детское меню» уже стало расхожим и устойчивым. Поисковые системы безошибочно выдают информацию о скандале вокруг меню московских детских садов, которое обновилось в начале этого года. Как только новые блюда оказались на детском столе, на интернет форумах поднялся родительский бунт. Возмущенные мамы и папы требовали снизить количество полуфабрикатов в новом меню, исключить из него концентрированные и витаминизированные напитки, микронутриенты. Родители писали письма властям, собирали подписи под обращениями, создавали группы в соцсетях и многостраничные обсуждения на интернет форумах. Виртуальные мамы жаловались на то, что после трапезы в детском саду малыши покрываются сыпью и мучаются от болей в животе. Апогеем родительского негодования стала февральская акция протеста на площади Краснопресненской заставы.
Еще до митинга московский департамент образования, прислушавшись к родительским претензиям, изменил меню. Чиновники направили заведующим столичных дошкольных учреждений указания вернуться к прежним продуктам. Но изменить содержание детских тарелок сразу и по первому указанию не позволяют особенности рынка. Контракты с поставщиками продуктов возможно перезаключить только к следующему учебному году.
Организаторы акций, да и сами протестующие знали о решении властей и корректировке меню. Но несмотря на это, 7 апреля случилась новая акция протеста. На этот раз пикет решили провести на Пушкинской площади, организаторы ожидали до полутора тысяч участников. Но на акцию пришло в 10 раз меньше – 150 человек.
Несмотря на бурные обсуждения и устрашающие рассказы виртуальных родителей на просторах интернета, у реальных родителей на реальном митинге градус возмущения был значительно ниже. Участники акции протеста зачитывали свои выступления по бумажкам и без всякого энтузиазма. Некоторые мамы, кажется, вообще не понимали для чего пришли, и по какому поводу случилось протестное собрание. По крайней мере, они так и не смогли ответить на вопрос, что такое меланж, против которого сами же яростно и протестовали.
Декорациями митинга стали плакаты с душераздирающими фотографиями и призывами в стихах, правда, не всегда в рифму и складно. Некоторые родители принесли с собой «доказательства» беспредела, который творится в дошкольных столовых. В качестве улик митингующие представили бутылки с неизвестной ярко-красной жидкостью и пластиковую посуду, которую, заметим, не использовали в детских садах ни при старом, ни при новом меню.
Протестующие по найму
Как только в интернете развернулась программа «родители против меню», появились предположения о том, что на чувствах мам и пап умело играют определенные люди, а все происходящее очень походит на постановку. Н форумах не было ни одного указания на конкретный детский сад, заведующую, диагноз врача и какие-либо медицинские рекомендации, касающиеся хотя бы одного «отравившегося» ребенка. На опубликованных родителями фотографиях крупном планом были запечатлены совершенно привычные продукты. Осталось загадкой, чем они так страшны, и главное, где сфотографированы.
Апрельский митинг – еще одно доказательство в пользу версии о существовании вполне определенных режиссеров и сценаристов родительского протеста. За несколько дней до акции протеста сразу на нескольких сайтах по трудоустройству появились объявления, приглашающие принять участие в митинге за деньги.
Рулевые протеста
К протестным акциям против нового меню причастно явно оппозиционное движение «Российским детям — доступное дошкольное образование» (РДДДО). Его активисты не раз были замечены на политических акциях, в том числе и на митингах в рядах оппозиции во время «снежной революции».
Однако пробелы в социальных вопросах, в том числе скандал вокруг нового детского меню, в своих интересах начали использовать не только оппозиция, но и отдельные российские общественники и законодатели. Причем, депутаты, кажется, не просто занимаются саморекламой, но и лоббируют интересы определенных бизнес-структур. Тех компаний, которые вынуждены были уйти с рынка детского питания, и сейчас, в канун тендеров, хотят вернуть свои утерянные позиции.
Так, к апрельской акции протеста приложил руку член Общественной палаты Денис Дворников. Господина Дворникова иногда называют оппозиционером, правда, в оппозиционных кругах у него весьма неоднозначная репутация. Считается, что юрист Дворников завидует популярности юриста Навального, но главное, никак не может определиться, к каким же именно оппозиционным кругам примкнуть.
Не исключено, что на его позицию по пресловутому новому меню повлияли не только сравнительная молодость и некоторая некомпетентность в вопросах детского питания, но и бизнесмены, нацелившиеся на вполне определенную нишу. Во всяком случае, в своем Твиттере оппозиционер и общественник написал, что «говорил и убежден, что в разработке меню должен участвовать ресторатор».
В истории с детским меню засветилась и депутат Мосгордумы Людмила Стебенкова. И если Денис Дворников заслужил странную репутацию в оппозиционных кругах, то парламентарий Стебенкова успела прославиться среди москвичей (независимо от их политической ориентации) публичными выступлениями против соляриев, безопасного секса, шаманства и поп-группы.
Также законодатель стала известна благодаря лоббированию идей, которые не принесли никакой практической пользы москвичам, зато стоили столичному бюджету немалых средств: госпожа Стебенкова была одним из главных идеологов введения в Москве программы по добровольной маркировке продуктов питания на отсутствие в их составе ГМО. Программа начала действовать в 2007 году, на оснащение лабораторий из столичной казны были выделены 50 млн руб. В 2012 году московский мэр Сергей Собянин отменил маркировку продуктов. Программа оказалась не соответствующей федеральному законодательству, и по сути бесполезной.
За пятилетку ГМО-маркировки Людмила Стебенкова неприкрыто поливала грязью одного из производителей, обвиняя компанию в использовании ГМО. И столь же неприкрыто лоббировала интересы отдельных лабораторий, которые проводили исследования продуктов.
В историю с новым детским меню госпожа Стебенкова, очевидно, тоже включилась неспроста. Пока что депутат публично поддержала действия Департамента образования Москвы по сглаживанию ситуации с новым детским меню. Но заметила, что средства на школьное и дошкольное питание осваиваются недобросовестно - камень депутата Стебенковой полетел в огород не только Института питания, но и поставщиков. Не вызывает сомнений, что это было не последнее высказывание парламентария по этой теме, и совсем скоро Людмила Стебенкова развернет здесь свою войну в чьих-нибудь интересах.
В результате всей этой неприятной истории в Москве сложилась крайне тревожная и нервозная ситуация, когда эксперты обязаны отчитываться по достаточно специальным вопросам перед теми, кто заинтересован только в нагнетании напряженности и не готов воспринимать какие-либо разумные аргументы. Заложниками же ситуации, как это часто бывает в играх взрослых, становятся дети.