Почти все свободны
Московское «Динамо» и омский «Авангард» досрочно вышли в финал Кубка Гагарина, подарив плей-офф недельную паузу
Финалисты паузе рады, сборной тоже хорошо — из играющих в России почти все кандидаты на поездку в Стокгольм уже свободны. Правда, хоккеистов питерского СКА и челябинского «Трактора» это мало радует. Две лучшие команды регулярной части чемпионата оступились на предпоследнем шаге, вчистую проиграв свои серии.
СКА не жалко, а Милошу Ржиге по старой памяти можно посочувствовать — доведя переполненную звездами команду до медальной зоны, он перестал ее понимать в самый нужный момент. Да под занавес всухую проигранного полуфинала она и командой уже не была, в чем ожидающий вердикта совета директоров Ржига с горечью и признался после финальной сирены последнего матча в «Лужниках». Драмы там не случилось — случился «вынос тела», пусть и исполненный динамовцами вдохновенно.
Драма была в Челябинске. Высокая драма. «Трактор» против «Авангарда» продержался всего на матч дольше — обстучал все штанги, второй раз уступил с обиднейшим «футбольным» счетом 0:1, не найдя в себе сил противостоять удушающей тактике соперника, но его проводили зычным болельщицким «Мо-лод-цы!». Многие на трибунах плакали и улыбались. Так неудачников не провожали уже давно.
И вовсе не потому, что челябинцам все-таки достались бронзовые медали — первые после почти двадцатилетнего перерыва. Просто забывший о былом хоккейном величии город снова ощутил себя центром большой игры. Не склонный к пафосу Белоусов сказал после матча, что его ребята творят историю. Он ими гордится.
И Женей Кузнецовым — тоже. Хотя большего неудачника, чем 19-летний первый претендент на звание самого ценного игрока плей-офф, в составе «Трактора» в полуфинальной серии не было.
…Кузнецов пропустил первый раунд из-за травмы, включившись в игру уже на стадии четвертьфинала. Для «Трактора» все могло здесь и закончиться — «Ак Барс» виделся куда более искушенным бойцом. Но Кузе было наплевать на регалии и опыт, у него не дрожали коленки, в роли лидера он купался — так легко и радостно в плей-офф не играют, что стало неожиданностью даже для закаленной обороны казанских чемпионов. Именно Кузнецов стал главным творцом победы челябинцев. Именно его нейтрализация стала главной проблемой для «Авангарда» и Раймо Сумманена.
Они решили эту проблему. Не сразу, но решили. Они навязали «Трактору» свой хоккей — предельно агрессивный и в то же время предельно осторожный, исключающий малейший риск, оставляющий сопернику минимум пространства и времени. Белоусовский «Трактор», уже порядком измотанный предыдущими сражениями, не собирался плясать под финскую дудку, но вынужден был подчиниться убийственному ритму.
Кузнецову дали чуть порезвиться два матча. Он казался единственным светлым пятном в поникшей атаке челябинцев. Но в Омске финские технологии в исполнении суровых сибирских мужиков начали делать свое дело — Кузю лишили пространства. Радость исчезла, оставалось одно — ломовая работа. Золотой мальчик российского хоккея занервничал и перестал попадать в игру (по мягкому определению Белоусова).
В четвертой встрече Кузнецова добили. Нет, его не ломали физически — взяли не этим. На защитника Антона Белова раздосадованный очередной «теплой встречей» и потерей шайбы Женя налетел сам, через мгновение оказавшись на льду. Он не поднимался не из-за боли — из-за унижения. Но Белов еще и обозначил пинок коньком поперек спины поверженного соперника.
За такую попытку сразу дают «пять плюс двадцать» с удалением до конца матча, но судьи ограничились двумя минутами штрафа. Дальше на площадке была лишь тень Кузнецова. Через день спортивно-дисциплинарный комитет КХЛ все-таки выпишет Белову искомое задним числом — как и Александру Нестерову, от которого досталось коньком в голову (правда, совершенно непредумышленно) еще одному форварду «Трактора» — Максиму Якуцене. Но оба омича выйдут на площадку в решающем матче — новый глава КДК, знаменитый форвард Валерий Каменский, объяснит это тем, что в плей-офф хоккеисты должны играть и радовать болельщиков.
Антон Белов порадует. Именно он (с передачи Нестерова!) забросит единственную шайбу в Челябинске, которая окончательно похоронит все надежды «Трактора». Челябинцы не будут зацикливаться на этой истории (по примеру Милоша Ржиги, для которого отмененное взятие ворот «Динамо» в овертайме первого матча стало едва ли не главным оправданием проигрыша всей серии). Но горечь останется.
Вину за цепочку странных судейских решений может отчасти взять на себя президент КХЛ Александр Медведев. Именно он после того самого злосчастного «не-гола» шведского легионера СКА Тони Мортенссона с прямотой раздосадованного дилетанта поведал общественности, что в оценке подобных ситуаций надо руководствоваться не столько буквой, сколько духом закона.
Воображаю, что бы началось, возьми на вооружение слова Медведева ответственные люди. «Дух» — это для широкой хоккейной общественности, которая сколько угодно может обсуждать то или иное решение в поисках справедливости (а она у каждого — своя). Когда о духе правил начинают заботиться арбитры и чиновники — жди беды.
Им бы с буквой разобраться.
…Раймо Сумманен — одна из самых странных фигур, когда-либо возглавлявших российские команды. Его первый приход в «Авангард» завершился ровно год назад скандальным увольнением в канун (!) седьмого решающего матча четвертьфинальной серии с «Магниткой».
Он возвратился, учтя уроки, — во всяком случае, из стана «ястребов» тревожные сигналы не поступают. Раймо с его хваткой и зверской хитростью пришелся ко двору омской команде, лишившейся лидера и главного интригана (Ягр вернулся в НХЛ, а генеральный менеджер Бардин сдал пост), и больше всего жаждавшей порядка. Все решили, что Сумманен поставил «Авангарду» вроде бы свойственную команде атакующую «романтическую» игру, но достаточно взглянуть на то, как ведет себя Раймо на скамейке во время матча — у него не забалуешь. Он такой же добрый и безопасный, как финский нож. И весь «Авангард» нынче похож на холодное оружие в умелых руках. На коньки Белова и Нестерова в данном случае не намекаю.
«Милиционеров» финскими штучками не испугаешь — Олег Знарок со времен ХК МВД строит свою команду по принципу «неумелого научить можно, а труса — никогда». Два с лишним года назад «Новая» предпослала рассказу о подопечных брутального уральца с немецким паспортом заголовок «Лучшее, что есть в МВД». Он и по сей день не утратил актуальности, пусть Знарок с Витолиньшем давно под динамовским флагом.
Милош Ржига в качестве одного из оправданий своего поражения с очаровательной наивностью объяснил, что под его началом было 12 лидеров топ-сборных, с которыми из-за их занятости, усталости и гордыни трудно было работать, а тренеры «Динамо», имея одного (!) кандидата в сборную России, имели неограниченный простор для творчества. Не сказать чтобы пану Ржиге не понравился газпромовский комфорт, но динамовской спайке он определенно позавидовал. Он же сам «из бедных».
Число российских тренеров по ходу нынешнего розыгрыша до поры до времени убывало пропорционально неудачам иностранных специалистов, к полуфинальным сериям соотношение изменилось в пользу легионеров, финал формально — полностью иностранный, что происходит впервые в истории отечественного хоккея. Впору посыпать голову пеплом с учетом того, что из двух российских мэтров в КХЛ остался один Валерий Белоусов — его коллегу по серебряной сборной-2002 Владимира Крикунова все-таки уволили из «Ак Барса».
Впрочем, если в качестве одного из финалистов есть Олег Валерьевич Знарок, все не так страшно. К нему же не в паспорт заглядывать надо, а в лицо смотреть. Глаза желательно не отводить.