13-я попытка
Скепсис, который вызвала у многих новость о предотвращенном покушении на Владимира Путина, объясняется не столько совпадением появления сюжета на Первом канале и президентскими выборами, до которых осталось меньше недели, а тем, что заявления о сорванных попытках убить Путина звучали за последние годы достаточно часто. По некоторым оценкам, это уже 13-я попытка.
Возможно, Владимир Путин действительно такая желанная мишень для террористов, но все эти попытки объединяет одна странная особенность. На сегодняшний день за организацию нападения на Путина российский суд не осудил ни одного человека, хотя как раз для этого в Уголовном кодексе РФ есть статья 277 («Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»). Лишь в одном случае состоялся суд, однако этот процесс проходил в Баку, поскольку в том случае речь шла о попытке убить Путина во время визита в Азербайджан. Процесс был закрытый, и о качестве представленных доказательств мы судить не можем.
Один из задержанных в Одессе оперативниками СБУ, Адам Осмаев, видимо, действительно имел отношение к подполью – в мае 2007 года в Москве на Профсоюзной улице была обнаружена заминированная машина: трое чеченцев тогда были арестованы, а Осмаев объявлен в розыск.
Осмаев с подельниками, судя по всему, действительно планировал осуществить какие-то акции с применением взрывчатки. Однако были ли планы у Осмаева взрывать Владимира Путина, и насколько они были детальными, понять из имеющейся информации невозможно. Задержанные слишком стремятся угодить допрашивающим их оперативникам и корреспонденту Первого канала, чтобы их словам можно было доверять. Детали заговора, озвученные Ильей Пьянзиным и Адамом Осмаевым, не создают впечатления, что попытка находилась в стадии реализации: цель – «диверсии на экономические объекты, в дальнейшем – покушение на Путина», способ – то ли с помощью смертника, то ли мины, время – «после выборов».
Впрочем, есть и еще один повод для скепсиса. Покушения и теракты предотвращают спецслужбы, они же отчитываются о проделанной работе, созывая пресс-конференции и выпуская пресс-релизы. Однако в данном случае ньюсмейкером стал Первый канал, а официальное подтверждение поступило от Дмитрия Пескова. Лишь вечером пришли подтверждения от ФСБ и ФСО.
Следовательно, решение о том, как и когда (оба задержанных были схвачены СБУ еще 4 февраля) подавать новость о задержании двух террористов принималось на уровне политиков, а не спецслужб, и, очевидно, исходя из политических задач. Просто на этой неделе главная политическая задача Первого канала и Дмитрия Пескова, пресс-секретаря Владимира Путина, помочь Путину выиграть президентские выборы.