Гонка обещаний
Предвыборная раздача денег военным и пенсионерам чревата непредсказуемыми последствиями для экономики
На заседании экономического клуба ФБК авторитетные эксперты обсуждали возможные последствия «военно-социального ориентирования» предвыборного бюджета. По их мнению, за невиданные в новейшей истории России расходы на оборону и увеличение соцвыплат в конечном итоге придется расплачиваться бизнесу и простым потребителям.
Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК обратил внимание в первую очередь на то, что власти сами себя загнали в ловушку еще в начале кризиса, когда сделали заявление о повышении соцвыплат, «несмотря ни на что». Со стороны это смотрелось красиво и благородно: мировые державы сокращают пособия, поднимают пенсионный возраст, а Россия распечатывает кубышку с надписью «Резервный фонд», не жалея денег для нуждающихся. По словам экспертов, власти продолжают обещать невыполнимое и сегодня, в условиях явно недостаточного роста экономики и опустевшей кубышки. Сейчас снижение выплат уже невозможно – кризис официально пройден, грядут выборы, и народ не поймет, если правительство пойдет на попятную.
Чтобы сдержать обещания, власти приняли решение повысить нагрузку на бизнес за счет увеличения страховых взносов, но получили колоссальный отток капитала из страны. С 1 января взносы должны понизить, но все экономисты понимают, что новая реформа ЕСН будет «косметической». За недостающими суммами бюджет все равно полезет в карман бизнеса и потребителей, потому что социальные повышенные обязательства иначе не выполнить. «Наращивание социальных расходов на более 4 трлн. руб. несет в себе существенные риски. У экономистов серьезные опасения за будущие бюджеты. Этот год мы пройдем, но если дело и дальше двигать взятыми темпами, то через 2–3 года заложенная в 2008 году «мина» сработает, и мы получим социальный взрыв», – заявил г-н Николаев.
Эксперты призывают власти просчитывать все и прежде чем обещать, держать в уме цену нефти 2008-го года в 40 долларов за баррель. К тому же велика вероятность увеличения доли «плохих долгов» в общем кредитном портфеле банков с 11 до 30% уже до конца этого года. Если это произойдет, то сразу несколько процентных пунктов ВВП пойдет на финансирование банковских балансов и сопряженных с ними бизнесов. Другой важный фактор риска – наша пенсионная система, которую власти реформировать боятся и каждый раз неприятные решения откладывают «на завтра».
Александр Шаравин, директор Института политического и военного анализа, обратил внимание на беспрецедентные военные расходы, озвученные премьером и президентом. «Конечно, повышение в разы доходов военных и двукратное увеличение строительства жилья для них привлекательная «конфетка», но получат ли они ее с 1 января? – задался вопросом эксперт. – Все ждут и не верят, а это очень «напрягает». «Напрягает» и то, что министр финансов предложил провести сокращение армии. «Радует» то, что он на предложение увеличить пенсии военным на 80% пообещал прибавку в 60%».
Учитывая, что военным обещаны повышение пенсий, денежного довольствия, жилье, перевооружение и глубокая реформа самого института армии, озвученные 23 трлн. руб. не представляются такой уж гигантской суммой. Иное дело – как эти деньги будут расходоваться. «Ожиданий в армии много, и много надежд на предвыборные обещания, но российский военный бюджет – самый закрытый, – подчеркнул г-н Шаравин. – Проследить, как распределяются выделенные деньги, невозможно. По самым скромным подсчетам каждый пятый рубль в армии исчезает в неизвестном направлении. Если так, то минимум 4 трлн. из 20, выделенных на обновление вооружения, растворятся в пути».
«В предвыборных обещаниях можно «играть», все так делают, – отметил Игорь Николаев. – Но нельзя заигрываться, нужно элементарно просчитывать, чтобы не пришлось брать свои слова обратно».