Оборона от Минобороны
Офицеров выселяют на улицу уже из трех общежитий Москвы

20 апреля в Чертановском районном суде Москвы состоится заседание по делу о выселении «в никуда» офицера запаса Александра Федорова, которому по закону Минобороны обязано предоставить квартиру. Сейчас он живет в общежитии Военного университета Министерства обороны (ВУМО) в Харьковском проезде, в квартире, которая на время учебы была предоставлена ему как служебная, потому что другой жилплощади его семья не имеет. Харьковский проезд – второй фронт Военного университета. С 2010 года ВУМО выселяет на улицу офицеров из общежития на Большой Пироговской улице. «Новые Известия» не раз писали также о выселении «в никуда» семей военных с 20-летней выслугой из общежития в поселке Внуково, который административно относится к Москве. При этом министр обороны Анатолий Сердюков месяц назад отрапортовал, что все военнослужащие, которые должны были получить квартиры к 2010 году, их получили.
Харьковский проезд, дом 7, корпус 1, – общежитие только по бумагам. Это бело-синий панельный дом с обычными квартирами. Майор запаса Александр Федоров, живущий здесь уже 14 лет, 20 апреля идет в Чертановский суд, где состоится заседание по делу о выселении его семьи без предоставления другого жилья. Хотя квартира положена Александру по закону «О статусе военнослужащих», история его отношений с армией, как часто бывает, закончилась тем, что его семья оказалась на нелегальном положении.
В детстве Александр жил в среде военных и мечтал стать офицером. Он им стал в 1990 году, когда окончил военное училище в Благовещенске. На Дальнем Востоке он отслужил шесть лет, потом поступил в Военную академию в Москве (сейчас ВУМО). В 1997 году получил на время учебы квартиру в Харьковском проезде. В 1999-м, после окончания университета, Александр был направлен служить в Оренбургскую область, оттуда ездил в составе миротворческой дивизии в Чечню. Менее чем через год он уволился по статье, которой сейчас не существует. «Подпункт «а» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». «Несоблюдение условий контракта со стороны государства», – поясняет Александр. – Зарплата была очень низкая, да и ее не давали по три-четыре месяца. По месту службы мне не предоставили квартиру, хотя обязаны были сделать это в течение трех месяцев, семья осталась в Москве и жила на одних сухарях».
Уволившись из армии, Александр оказался на нелегальном положении. «Военный университет неожиданно предоставил мне ордер на квартиру на второй срок – с 2001 по 2003 год, – продолжает собеседник. – Мне позвонили из университета и сказали: приходи, забирай договор. Не знаю, почему это было сделано. Однако в отличие от первого ордера, выданного на годы учебы, новый не позволял мне с семьей зарегистрироваться в квартире. Свое существование на этой земле я узаконил только спустя четыре года после увольнения, когда прописался с семьей в деревенском доме в Московской области. Мы не имеем на него прав и прописаны там с разрешения хозяев только ради прописки, без которой, как известно, ни в поликлинику не сходишь, ни на работу не устроишься».
В 2003 году срок второго ордера истек, а третий Александру университет давать отказался. Поэтому, несмотря на прописку, легальным его положение не стало. По статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Александру гарантировано жилье в городе, который он выберет, как гражданин, отслуживший более 10 лет и уволенный в связи с организационно-штатными мероприятиями. Получить квартиру оказалось невозможно: сначала из-за отсутствия прописки, потом из-за ее наличия. Не предоставив личного дела, встать в очередь на получение жилья нельзя, а дело было отправлено на Дальний Восток – в место призыва. Запросить его с Дальнего Востока также было нельзя, потому что в Москве у Александра не было прописки.
Недавно Александр попытался встать в очередь на получение жилья уже по месту прописки, обратившись в Департамент жилищного обеспечения подмосковного города Ступино. Там ему сказали, что, раз прописка есть, то, выходит, что ему есть, где жить.
«Я не думал, что Военный университет возьмется за меня, – признался Александр. – Потому что тут палка о двух концах. С одной стороны, я здесь сейчас проживаю незаконно, потому что договора найма у меня нет. С другой – я прав, потому что мне должно быть предоставлено жилье. 90% моих соседей живут здесь на таких же основаниях, как и я». По словам адвоката Александра, генерального директора Московского военного юридического агентства Олега Жердева, в Чертановском суде сейчас больше 30 исков Военного университета к жильцам общежития в Харьковском проезде. Олег Жердев защищает и интересы жильцов общежития ВУМО на Большой Пироговской улице, которое также расселяется. «У меня есть достоверная информация, что университет взялся за расселение общежития в Харьковском проезде потому, что собирается заселить в освободившиеся квартиры тех жильцов Большой Пироговской, которые сумели отстоять в суде свои права на жилье».
По заявлению Военного университета, его общежитие по адресу: Большая Пироговская, 51, о котором не раз сообщалось, расселяется в связи с аварийностью. Скоро суды по искам ВУМО к жильцам Пироговки пойдут по второму кругу. «Когда я пришел в Хамовнический суд за решением по делу, которое выиграл у Военного университета, секретарь суда сказала, что, во-первых, мое решение еще не готово, и во-вторых, что университет готовит его обжалование», – рассказал подполковник Анатолий Купрацевич, который имеет 26 лет выслуги и девять лет живет в общежитии на Большой Пироговской.
Официальной информации о сроках выселения, о предоставлении квартир жильцам, о нынешнем владельце здания не удалось пока получить ни от Военного университета, ни от Минобороны, хотя мы направили ведомствам редакционные запросы 13 апреля. Четыре месяца назад отсылали Минобороны похожий запрос, и через 40 дней получили ответ из 10 строк, в котором сообщалось, что судьба здания будет решаться после расселения.
Сейчас жильцы Пироговки с тревогой ждут лета: по поступившей к ним информации, к июлю все они должны быть выселены. «Известно, что если всех расселить к июлю не удастся, из нескольких корпусов жильцов сселят в один», – сообщил Анатолий Купрацевич. Известны жильцам и вполне предсказуемые намерения университета отключить воду и электричество для ускорения расселения. По свидетельствам жильцов, 10 лет назад этими методами расселялся восьмой корпус. Кроме переселения в Харьковский проезд и сселения жильцов в один корпус Военный университет предусмотрел еще один ход. Десятки жильцов, как уже сообщалось, получили предложения переехать в другое общежитие, находящееся на балансе Академии Фрунзе.
Никто из них пока не согласился перебраться в здание, которое старше общежития на Большой Пироговской более чем на век. Общежитие Академии Фрунзе (расположено по адресу: улица Красноказарменная, 2–4) представляет собой желто-белое классицистическое здание с полуколоннами. Вид со двора – голые кирпичи от асфальта до крыши и разломы в стенах. По словам жильцов, в прошлом июле домоуправление общежития поставило их перед фактом о расселении. «Горячую воду тогда отключили на семь месяцев, – рассказал подполковник Алексей Кузнецов, живущий в комнате на первом этаже, в коридоре которого паркет проваливается под ногами. – Думаю, это был один из рычагов давления на людей, чтобы они поскорее выезжали. Но в октябре воду включили. Слухи о выселении ходят до сих пор, но действий никаких не предпринимается». Алексей, имеющий 18 лет выслуги, сейчас находится в распоряжении части. «Уже больше полугода, то есть больше того срока, который положен по закону, – рассказал он. – Из армии меня не увольняют потому, что не могут дать квартиру». По словам Алексея, большинство его соседей живут в общежитии по той же причине. Офицеры, отправленные в запас или находящиеся в распоряжении части, годами ждут здесь своих квартир.
Ранее уже не раз сообщалось об общежитии в поселке Внуково (территория Москвы), из которого офицеров запаса с более чем 20 годами выслуги и их семьи выселяет «в никуда» нынешний владелец. Компании «Монтажсетьстрой» удалось получить в собственность здание, принадлежавшее государству, даже несмотря на то, что в нем были прописаны десятки людей.
Пять месяцев назад в редакцию «Новых известий» обратился майор запаса Николай П., которого Военный университет пытался выселить из общежития на Большой Пироговской улице. За это время Николай выиграл суд у ВУМО, а в еще трех московских общежитиях начали процедуру выселения на улицу военных.