Обводящий удар
Как звезды мирового футбола укрывают от налогов свои миллионы
Не плати налоги и играй спокойно – такому правилу, похоже, следуют десятки футболистов английской премьер-лиги. Ведь, как удалось выяснить британским СМИ, с помощью сложных схем, не нарушая при этом законов, они платят с отдельных своих заработков лишь 2% налогов. Речь идет о звездах, среди которых такие известные не только на Туманном Альбионе игроки, как Уэйн Руни и другие. Налоговики считают, что футбольные «уклонисты» недоплачивают в государственную казну много миллионов фунтов стерлингов ежегодно. Впрочем, и в российской премьер-лиге хватает тех, кто не прочь, выражаясь футбольным языком, обвести налоговую.
Как установила лондонская газета Sunday Times, минимум 55 футболистов английской премьер-лиги платят налоги по ставке 22% вместо полагающихся в их случае 40%. Дело в том, что они пользуются схемой, по которой получают значительную часть своих доходов не в виде зарплаты, а через принадлежащие им же фирмы, которым передают свои имиджевые права. Такие компании есть у многих: у Тео Уолкотта – TJW Promotions, у Дэвида Джеймса – Toocoo, у Майкла Оуэна – Owen Promotions, у Стивена Джеррарда – Steven Gerrard Promotions... Полтора года назад, когда бывший министр финансов Великобритании Алистер Дарлинг объявил о планах повысить ставку подоходного налога для высокооплачиваемых британцев, футболисты буквально бросились открывать эти имиджевые компании, которые по понятным соображениям в большинстве случаев зарегистрированы в офшорах. С них взимается корпоративный налог, который намного меньше подоходного. Налоговики считают, что с помощью этой уловки футболисты недоплачивают государству до 100 млн. фунтов в год, и сейчас требуют, чтобы клубы премьер-лиги заплатили за своих игроков эту сумму. А с 1 апреля 2011 года британцы, чей годовой доход превышает 150 тыс. фунтов (по информации аудиторской компании Deloitte, средний футболист премьер-лиги еще в сезоне-2008/09 зарабатывал 21,6 тыс. фунтов в неделю, или 1,1 млн. фунтов в год), будут обязаны платить налог величиной в 50%. Естественно, если не решить «футбольную проблему», потери британской казны только увеличатся.
Между тем особо хитрые звезды, как, например, Уэйн Руни, еще берут у своих имиджевых компаний кредиты, с которых можно платить двухпроцентный налог. Футболисты не сами, конечно, а по совету своих финансовых советников и бухгалтеров пользуются лазейкой, созданной в 2007 году лейбористами и которая разрешает компаниям одалживать огромные суммы своим директорам. Поскольку эти деньги можно проводить в бухгалтерских книгах как «благотворительность», сумму подоходного налога можно уменьшить как раз до ничтожных 2%. Известно, что Руни в 2009–2010 годах взял взаймы в своей компании Stoneygate-48 1,6 млн. фунтов. Если бы этот кредит рассматривался как доход, то ему бы пришлось заплатить с него 40% подоходного налога, то есть 622,8 тыс. фунтов. При помощи же так называемого директорского кредита можно заплатить государству только 25,5 тыс. фунтов. «Экономия» составила почти 600 тыс. фунтов.
Конечно, в налоговом управлении ее величества прекрасно знают эту схему и поэтому часто судятся с футболистами и клубами по поводу имиджевых гонораров. Правда, еще в 2000 году налоговики проиграли громкое дело против Денниса Бергкампа и Дэвида Платта, которых обвиняли в уклонении от уплаты налогов путем перевода имиджевых гонораров в офшорные компании. Однако адвокатам Бергкампа и Платта удалось доказать в суде, что деньги предназначались для их пенсионных фондов. Кстати, моду на такого рода игру с налоговиками ввел в свое время Эрик Кантона. Сейчас некоторые футболисты премьер-лиги получают под видом отчислений за имиджевые права до половины своих доходов. Дело порой доходит до смешного. Два года назад, к примеру, Джоуи Бартон из «Ньюкасла» заработал на имиджевых правах 675 тыс. фунтов. Но у него был едва ли не самый плохой имидж среди футболистов английской премьер-лиги.
Несмотря на претензии налоговиков, спортсмены чувствуют себя совершенно спокойно. «Компании Уэйна действуют в полном соответствии с духом и буквой закона», – уверенно заявил, например, представитель Руни в интервью Sunday Times. Однако очень скоро это спокойствие может нарушить Союз европейских футбольных ассоциаций, провозгласивший так называемый финансовой фэйр-плей. «Налогами мы не занимаемся, но если вместо зарплат игроки пользуются деньгами от реализации имиджевых прав, то это совсем другое дело, и мы можем вмешаться», – заявили в УЕФА.
«Футболисты берут пример с чиновников»
В российском футболе, даже несмотря на щадящий режим в виде 13-процентного подоходного налога, похоже, тоже хватает финансовых «уклонистов». По некоторым данным, многие иностранцы, выступающие в нашей премьер-лиге, имеют очень маленькие официальные зарплаты, а основной доход получают, что называется, в конверте. Например, есть информация, что ирландский полузащитник столичного «Спартака» Эйден Макгиди платит налог с ежемесячного оклада в размере 20 тыс. рублей. Тогда как его реальный годовой доход оценивается где-то в 1,5 млн. евро. Официальная зарплата другого спартаковца, бразильца Алекса, по инсайдерским сведениям, составляет 160 тыс. рублей в месяц. Но вот по сведениям издания O Globo он получает не меньше 200 тыс. долларов. Если судить по публикациям в Интернете, легионеры ЦСКА Сейду Думбия и Кейсуке Хонда тоже приехали в Россию играть за копейки. Оба вроде бы получают по 50 тыс. рублей в месяц. Пресс-служба армейцев опровергла эту информацию, но официальных данных о доходах своих футболистов российские клубы общественности не предоставляют, так что об истинном положении дел в этом вопросе судить трудно.
Чтобы разобраться в ситуации, «НИ» обратились к известному футбольному финансовому менеджеру, который согласился дать комментарий на условиях анонимности. «Я больше 15 лет работал в футбольных клубах, – говорит наш эксперт. – В первой половине 1990-х бюджеты большинства из них были абсолютно непрозрачными. Объяснялось это тем, что зачастую клубы спонсировались полукриминальными структурами. Они просто не хотели светиться. Большую часть зарплаты футболистам давали в конвертах, иногда даже без расписок. Хотя по такой схеме в то время работали тысячи организаций.
Другое дело, что в том же футболе тогда размеры зарплат и премиальных были просто несопоставимы с сегодняшними. Футболисты жили в десятки раз скромнее. К примеру, в 1990-е годы самые известные игроки получали что-то около 130 тысяч долларов в год. Сейчас же футболисты такого уровня имеют от 1 миллиона долларов и больше. Потолок зарплат – где-то около 5 миллионов долларов за сезон. Но несмотря на такой рост благосостояния, желания честно платить налоги так и не появилось. Хотя что вы хотите? Футбол – всего лишь отражение нашей действительности. Наших чиновников вот обязали подавать декларации о доходах, и что они показали налоговикам и народу? Думаете, что футболисты сделаны из какого-то другого теста? Нет, они берут пример со «старших товарищей». Сейчас я бы не стал комментировать информацию об официальной зарплате футболистов московских «Спартака», ЦСКА, «Локомотива», которая фигурирует в прессе... Документов не видел. Но знаю доподлинно, что в нашем футболе, да и в стране, наверное, к иностранцам относятся гораздо лучше, чем к соотечественникам. Легионерам готовы предоставить любые льготы, удовлетворить любой их каприз, в том числе и пожелание выплачивать зарплату «чистыми», то есть в обход налогов. Поэтому я не удивлюсь, если на бумаге иностранные игроки в России действительно получают небольшие суммы. Конечно, сейчас ситуация меняется к лучшему. Допустим, тому же «Газпрому», спонсирующему «Зенит», нет никакого резона уклоняться от уплаты налогов. И думаю, игрокам питерского клуба тоже. Да и вообще хозяевами команд становятся солидные фирмы, которые дорожат своей репутацией. Там потихоньку отказываются от серых схем. Но затрудняюсь сказать, сколько понадобится времени на то, чтобы наш футбол полностью вышел из тени и стал прозрачным. Опять же футбол – отражение нашей действительности».