Наступательная оборона Кудрина
Министр финансов бросил камешки в огороды председателя правительства и президента
Глава Минфина Алексей Кудрин признался, что больше не в состоянии сдерживать рост госрасходов. И призвал на помощь Счетную палату, которая, по словам министра, должна «пресекать действия правительства по изменению бюджета в ходе его исполнения». Высокотехнологичные медицинские и перинатальные центры, проекты которых принимаются в авральном режиме при уже сверстанном бюджете, усугубляют проблему неэффективного расходования госсредств. Не радуют Кудрина и противоречивые президентские планы. Одновременно финансировать усиление обороноспособности страны и региональное развитие невозможно, денег на все не хватит, считает глава Минфина. Эксперты считают демарш Кудрина хорошо продуманным шагом.
В четверг глава Минфина Алексей Кудрин пытался найти в Счетной палате союзников для своей борьбы с правительством. Точнее – для борьбы с растущими государственными тратами, которые порой спонтанно инициируются первыми лицами страны с целью финансирования имиджевых проектов. Федеральный бюджет, по мнению Кудрина, не в состоянии профинансировать все пиар-кампании правительства.
Министр посетовал: правительство часто принимает решения быстро, спонтанно. Иногда новые госпрограммы, требующие финансирования, появляются уже после внесения проекта бюджета в Госдуму, а бывает, что и в течение года в ходе исполнения бюджета. Такие спонтанные решения, по словам Кудрина, обычно плохо подготовлены, по ним не проработана проектно-сметная документация, из-за чего стоимость выполнения одобренных проектов значительно вырастает в ходе их исполнения. «У меня таких ситуаций лежат сотни, когда конечная стоимость за три года меняется на 30%, а то и на 50%», – сказал министр.
Примечательно, что к наиболее вопиющим примерам Кудрин отнес строительство высокотехнологичных медицинских центров и ситуацию, складывающуюся с некоторыми театрами и с перинатальными центрами. То есть совершенно очевидно, что свой первый увесистый камень Кудрин вчера бросил в огород премьер-министра Владимира Путина.
Неразбериха и спонтанность в инициативах правительства приводят в том числе к тому, считает Кудрин, что нарушаются сроки подготовки федеральных целевых программ (ФЦП) и снижается эффективность бюджетных расходов. Так, по подсчетам Минфина, в 2010 году от паспортов ФЦП не исполняются обязательства на сумму 455 млрд. руб. А это значит, что обещания, данные 2–3 года назад, рискуют остаться невыполненными: «Какие-то мероприятия не будут закончены, не будет достигнуто комплексной застройки, не будет подведена инфраструктура в жилье и т.п.»
«Я бы хотел обратиться к Сергею Вадимовичу (Степашину, председателю Счетной палаты), к аудиторам: пресекайте действия правительства по изменению бюджета и по предоставлению новых программ в течение года, пишите замечания. Моих усилий недостаточно», – призвал вчера Кудрин. Министр просит Счетную палату вскрывать все неожиданные и неоправданные правительственные траты, писать о них правительству, тогда «это, может быть, будет дисциплинировать».
Второй камень был брошен уже в огород президента Дмитрия Медведева. В своем недавнем Послании Федеральному собранию Медведев много говорил о необходимости укрепления обороноспособности страны. «Сегодня перед нами стоит фундаментальная задача создания новой высокотехнологичной мобильной армии. Мы идем на то, чтобы потратить на эти цели более 20 триллионов рублей», – говорил президент.
Однако одновременно с оборонкой государство должно заняться решением и других российских проблем. Среди них – необходимость изменения сложившейся пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней. В каждом регионе должна быть принята внятная программа улучшения инвестиционного климата, считает Медведев. При этом президент подчеркнул, что «вообще в целом надо поощрять, а не лишать поддержки регионы, которые добились увеличения собственной доходной базы, и учитывать это при распределении федеральных дотаций».
Однако, судя по всему, президенту будет непросто договариваться с министром финансов о своих глобальных планах. Потому что Кудрин вчера заявил, что перераспределить из федерального Центра в пользу субъектов РФ доходы бюджета одновременно с исполнением задачи по повышению обороноспособности страны будет очень сложно.
Другими словами, высокотехнологичная оборонка помешает региональному развитию. Поэтому нужно сконцентрироваться лишь на одном аспекте президентского послания – менее затратном. Министр согласен: надо увеличивать доходные источники бюджетов субъектов РФ и надо при изменении пропорций учитывать как расходные обязательства, так и источники доходов.
Заговорив о регионах, Кудрин вчера раскрыл и некоторые свои карты. Если с федерального уровня убрать расходы на пенсии, а также дотации и субсидии субъектам РФ и передать их регионам, то расходы между федеральным Центром и регионами уравняются. «И возникает вопрос, кто кому должен помогать, в частности, в решении задач укрепления армии», – заметил Кудрин.
Разоблачение правительства и сомнение в ориентирах президента – такую свою смелость Кудрин объяснил вполне традиционными вещами – бедственным положением федерального бюджета. В ближайшие годы доходы бюджета значительно сократятся. Речь идет о самых главных доходах России – нефтяных. По данным Минфина, если в 2009 году доля нефтегазового сектора в доходах бюджета составляла 17% ВВП, то к 2020 году его доля сократится до 13% ВВП. Этот сектор, как сказал Кудрин, «скукожится в составе ВВП».
Еще одна проблема – демографическая, связанная со старением населения России. Демографический кризис повлечет за собой снижение поступлений платежей социальных взносов в связи с сокращением численности активно занятого населения на 200 тыс. человек ежегодно. Одновременно вырастут расходы на пенсии и медицину. Тем самым Кудрин косвенно оправдал значительное повышение с 2011 года страховых отчислений и еще раз намекнул на необходимость поднятия пенсионного возраста в России.
Напомним, министр финансов уже выступал если не с критикой, то с неодобрением как правительственной позиции, так и президентских прихотей. Так, Путин ранее заявил, что в России нет необходимости ставить в повестку дня вопрос о повышении пенсионного возраста, потому что у страны пока есть возможность покрывать дефицит Пенсионного фонда из федерального бюджета. Но, несмотря на это, Кудрин при каждом удобном случае говорит о неизбежности повышения пенсионного возраста. Еще один пример, касающийся теперь президента, – финансирование кампании по переименованию милиции в полицию. В прессе уже обсуждалось скептическое отношение Минфина к данной инициативе и отсутствие энтузиазма в вопросе выделения денег на «полицию».
Так что главная новость вчерашнего дня – не столько «оппозиционные» фразы Кудрина, сколько та экстравагантная форма, в которой были сделаны его заявления, и жалобный призыв к ведомству Сергея Степашина о помощи. Счетная палата, как правило, критикует Минфин за низкое качество экономических прогнозов, за недоказанную эффективность расходования госсредств. И теперь получилось, что Кудрин пришел к Степашину со словами: это не я, я не виноват, это все они – Путин и Медведев.
Счетная палата в данной ситуации, казалось бы, ничего конкретного сделать не может. Она не может регулировать объемы финансирования тех или иных госпрограмм. Однако, говорит гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян, «она может подтвердить или не подтвердить эффективность расходования средств, целевого назначения растрат». А это уже немало – это авторитетный анализ инициатив премьера и президента и одновременное «очищение» Минфина. «Счетная палата отвечает за качество исполнения расходной части бюджета, и в этом смысле принципиально, чтобы именно Счетная палата разделяла позицию Минфина. Фактически, с одной стороны, Кудрин говорит о том, что роль Счетной палаты как инспектирующего органа для него важна. А с другой – он действительно призывает Счетную палату использовать полномочия в интересах бюджета», – соглашается главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова.
Орлова обращает внимание, что Россия вступает в электоральный цикл, «во время которого и у правительства, и у президентской администрации, конечно, могут появиться соблазны продолжать наращивать свои обязательства для получения политических дивидендов». «И в этом смысле вполне возможно, что Кудрин призывает к тому, чтобы рост электоральных аппетитов высшего руководства страны соответствовал экономической данности. Ведь в конечном счете за состояние бюджета отвечает именно он, и есть большая опасность, что предвыборный год приведет к дополнительному увеличению бюджетных рисков», – объясняет эксперт. Более того, сейчас цена на нефть довольно благоприятна, и если она вдруг продолжит в течение ближайших двух лет свой рост, это создаст временную иллюзию, что в Россию опять притекают деньги и что государство имеет дополнительные источники для финансирования своих старых и новых предвыборных обязательств.