Воспитание оппозиции
Партия власти признала, что монополизировала политическое пространство страны
В российской политической жизни отмечается застой, сказал вчера в своем видеоблоге Дмитрий Медведев. Все это, по словам президента, губительно как для правящей партии, которая «бронзовеет», так и для оппозиции, которая маргинализируется. В условиях отсутствия конкуренции «Единая Россия» все больше превращается в организацию-монополиста, которая не оставляет своим конкурентам никаких шансов. На все робкие попытки оппонентов хоть что-то предпринять правящая партия применяет к оппонентам «воспитательные меры». По мнению экспертов, это становится возможным из-за того, что оппозиция может лишь обозначать болевые точки. А все решения все равно принимает власть.
Дмитрий Медведев в своем блоге вчера весьма неожиданно раскритиковал политическую ситуацию в стране. «С определенного периода в нашей политической жизни стали появляться симптомы застоя, – отметил президент. – Если у оппозиции нет ни малейшего шанса выиграть в честной борьбе, она деградирует и становится маргинальной. Но если у правящей партии нет шансов нигде и никогда проиграть, она просто «бронзовеет» и, в конечном счете, тоже деградирует, как любой живой организм, который остается без движения».
«Единая Россия» тут же взяла под козырек и безропотно признала правоту президента. Один из идеологов «Единой России», глава ее ЦИК Андрей Воробьев уже через пару часов после выступления президента поспешил заявить, что партия полностью согласна с утверждениями главы государства. «В современном демократическом обществе конкуренция – это неотъемлемое условие развития, – заметил г-н Воробьев. – Отсутствие конкуренции – угроза. Мы, «Единая Россия», эти инициативы поддержали, хотя это ставит именно нас в более жесткие условия». Кроме того, высокий партийный функционер поспешил добавить, что оппозиция – это не «враги», а «другое мнение». И выразил надежду, что «оппозиция услышала и правильно понимает этот сигнал».
Следует отметить, что никаких позитивных сигналов от партии власти представители оппозиции давно не улавливали. Более того, неизменные заверения единороссов в предоставлении прав оппозиции, как правило, расходились с делом. И поэтому вчерашнее утверждение о том, что «оппозиция – это не враги», оппоненты власти восприняли не иначе, как издевательство, поскольку случаи из реальной практики наглядно показывают, что единороссы ведут себя со своими оппонентами именно, как со злейшими врагами. Например, как по-другому можно расценивать заявление, сделанное недавно бывшим сотрудником администрации президента и членом комиссии генсовета «Единой России» по координации агитационно-пропагандистской работы в регионах Олегом Матвейчевым. Он откровенно написал в своем блоге, что мечтает «намотать на гусеницы танков» противников власти.
По мнению экспертов, в отсутствии всякой конкуренции «Единая Россия» уже давно превратилась в партию-монополиста. И не важно, что другие партии уже давно в политической жизни страны исполняют роли заурядных статистов, что силы партии власти и всех остальных партий совершенно не равны, единороссы решительно пресекают малейшие попытки оппонентов зафиксировать хоть какие-то самостоятельные действия и решения, которые не по нраву идеологам единственно правильной в стране партии. На оппозицию давят как законодательно, так и с помощью административного ресурса. Одним из самых популярных методов «ЕР» стал принцип действий на опережение.
Один из показательных примеров – последние региональные выборы. Когда «Единая Россия» в очередной раз триумфально победила во всех шести субъектах, где избирались региональные законодательные собрания, то другие участники избирательного процесса буквально взбунтовались против применяемых методов проведения избирательного процесса, учета и подсчета голосов. Оппозиционеры возмутились тем, что установлен еще один рекорд по количеству нарушений и скандалов. А лидер «Справедливой России» Сергей Миронов даже не исключил повторения демарша октября 2009 года, когда партии в знак протеста покинули зал заседаний Госдумы. От «Единой России» тут же последовал симметричный ответ. Партия власти заявила, что намерена привлекать к ответственности своих оппонентов за ложные жалобы. На обсуждение парламента, где у единороссов абсолютное большинство, они намерены вынести законопроект о введении серьезной ответственности за заведомо ложную подачу жалоб в избирательные комиссии.
Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, который неоднократно критиковал единороссов и называл их то «профсоюзом бюрократов», то монстром, в результате поплатился тем, что у него урезали права председателя Совета Федерации. Единороссами был внесен и принят законопроект, в котором исключается участие спикера верхней палаты парламента в процедуре назначения сенаторов или досрочного прекращения их полномочий.
Как покушение на их права в партии власти оценивают даже попытки оппозиции зарегистрировать движения, названия которых совпадают с какими-то лозунгами, которые «ЕР» считает своими. Так, после того, как депутат от «СР» Геннадий Гудков объявил о создании движения «Россия, вперед!», единороссы тут же решили создать движение с аналогичным названием.
Представители оппозиции полагают, что единороссы монополизировали все, что только можно в политической сфере. Так, депутат Госдумы от КПРФ Олег Куликов полагает, что у «Единой России» комплекс суперпартии. «Она считает, что одна может управлять страной, строить дороги, она – одна партия реальных дел, – пояснил депутат. – То есть она пытается все хорошее, что происходит в государстве, присвоить себе. А во всем, что плохо, обвинить кого-то другого, в первую очередь оппозицию, которая мешает благотворно проводить политику». По мнению парламентария, и законы, которые принимаются в политической сфере, в большинстве своем продиктованы интересами «Единой России». Депутат привел недавний пример, когда в несколько раз был увеличен размер избирательных фондов партий. Расширение партийных касс выгодно, прежде всего, именно партии власти, которая располагает внушительными средствами. «Партия власти ни в коей мере не стремится к состязательности, а только к навязыванию своего диктата, – комментирует г-н Куликов. – Им все можно. Они даже позволяют своим молодежным отделениям выступать с экстремистскими заявлениями».
Сами представители партии власти не соглашаются с предъявленными обвинениями. Первый заместитель руководителя фракции «ЕР» в Госдуме Валерий Рязанский полагает, что, как бы ни вела себя их партия, все равно она окажется виноватой в глазах оппонентов. «Такое впечатление, что даже солнце восходит и заходит вопреки нашим действиям, – пояснил депутат. – Чтобы мы ни сделали: и так плохо, и по-другому плохо». По мнению депутата, многие нападки со стороны оппозиции продиктованы недовольством большой численностью партии власти. «Но мы не можем же ее искусственно добавить или убавить, – сокрушается парламентарий, – Такова воля избирателя».
В правильности методов своей партии депутат ничуть не сомневается. По его мнению, все необходимые законодательные условия для функционирования оппозиции у нас созданы. И на последних выборах количество мест, завоеванных малыми партиями, «увеличилось в десятки раз».
По мнению экспертов, выросшая в тепличных условиях «Единая Россия» просто не готова к борьбе с конкурентами на равных. Партия все больше начинает сомневаться во всесильности своего административного ресурса. Как считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, все усилия, направленные партией власти против своих оппонентов, логично укладываются в методы политических технологий. «Такие контрмеры применяются для того, чтобы исказить или нивелировать усилия своего противника, – пояснил эксперт. – Это известные приемы. То же самое происходит, когда на выборах выступают кандидаты-двойники, и избиратель начинается дезориентироваться. Подобные приемы «Единая Россия» все больше берет на вооружение, подстраховываясь накануне ближайших выборов. А вдруг ее заставят демонополизировать административный ресурс? Вот «Единая Россия» соломку и стелит, сознательно ограничивая и сдерживая развитие других партий».
А вот заместителю руководителя Центра политических технологий Алексею Макаркину основная проблема видится в том, что оппозиция может лишь выдвигать проблемы и обозначать болевые точки. Все же решения принимает власть. «Заранее созданы условия, чтобы оппозиция от этого ничего не получила, – пояснил эксперт. – Оппозиция у нас столь слаба, что можно вообще не учитывать ее интересы. Это своеобразная контринтрига. Ах, вы обвиняете нас в применении административного ресурса, а мы вас обвиним в ложном доносе». Поэтому, по словам политолога, те уступки, на которые идут представители элиты, представляют собой исключительно добрую волю «власти придержащей». У оппозиции значительно меньше ресурсов. А у их противников, наоборот, есть возможности развернуть ситуацию в выгодную для себя сторону. Они имеют возможность нейтрализовать все обвинения и нападки своих визави. Это не значит, что партия власти никогда не идет навстречу своим оппонентам. Но она это делает только там, где нет опасности, что будут затронуты ее интересы.