Закон не писан
В Думе есть депутаты, которые вообще не принимают участия в законотворческой деятельности
После того как президент раскритиковал депутатов за массовую неявку на пленарные заседания, главный зал на Охотном Ряду стал заполняться хотя бы наполовину. Однако руководство аппарата Госдумы высказало просьбу не дискредитировать нижнюю палату, называя депутатов «прогульщиками», поскольку большая нагрузка не всегда позволяет им посещать пленарные заседания. Под «большой нагрузкой» начальник управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Юрий Шувалов имел в виду, что «депутат помимо того, что принимает участие в пленарных заседаниях, пишет законы». Как выяснилось, и писателями являются далеко не все народные избранники.
Всего в текущем созыве в Госдуму внесено или перешло из предыдущих созывов 4598 законопроектов. 1945 законодательных инициатив принадлежит депутатам. Если верить количественным данным сайта автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности, в «горячей десятке» думских активистов лидирует единоросс, заместитель председателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Владимир Горбачев. На его счету 102 законопроекта. Немного отстает от коллеги заместитель руководителя фракции «Единой России», председатель комитета по финансовому рынку Владислав Резник. Он в числе соавторов 101 закона. На третьем месте другой их партийный соратник – председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. Он принял участие в написании 83 законопроектов.
В 74 проектах в числе авторов замечен член фракции «ЕР», первый зампредседателя комитета по аграрным вопросам Айрат Хайруллин. На пятом месте (68 законодательных инициатив) – член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, а также комиссии по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики от фракции ЛДПР Сергей Иванов. За ним следует снова единоросс – председатель комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. Он отстал от оппозиционера на 2 проекта, но опередил на 3 своего политического единомышленника – зампредседателя комитета по физической культуре и спорту Ильдара Гильмутдинова. На восьмом месте – руководитель фракции ЛДПР и член комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Игорь Лебедев. Его авторство указано в 60 законотворческих документах. На две инициативы меньше у члена партии большинства, зампредседателя комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимира Груздева. Замыкает десятку замруководителя фракции «Единой России», первый зампредседателя Госдумы и член комитета по бюджету и налогам Олег Морозов. У него – 57 законопроектов.
Как видно из списка, в числе самых активных оказались всего два представителя оппозиционной фракции. По словам политолога Алексея Мухина, такой расклад объясняется абсолютным большинством «Единой России». «Однако из всего списка я бы выделил две значимые фигуры – Олега Морозова и Владимира Плигина. Закономерно и то, что в список попала фракция ЛДПР, в силу своей экстравагантности», – рассказал политолог.
«По нулям» из 450 депутатов сработали всего 36. В списке парламентариев, ни разу не принявших участия в создании законопроектов, зампред комитета по делам молодежи Светлана Хоркина, которая, по неофициальным данным, вошла в «черный список» прогуливающих пленарные заседания Думы. В том же списке, как утверждают, и ее коллега по фракции «ЕР» и комитету Алина Кабаева. Но последней есть что сказать. Она приняла участие во внесении изменений в три федеральных закона – «О воинской обязанности и военной службе», «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
А те, кого тоже заподозрили в том, что они нечасто появляются на Охотном Ряду (Александр Бабаков, Александр Тягунов, Андрей Скоч, Леонид Симановский), в законотворческой жизни Думы «засветились». У г-на Бабакова на счету 48 проектов. У г-на Тягунова – 32. Андрей Скоч упоминается в списке соавторов в 23 проектах. А Леонид Симановский – в 6. В создании хотя бы одного законопроекта за время работы в Думе приняли участие еще 37 депутатов.
Сами депутаты, оценивая законотворческую активность коллег, проявляют осторожность и сдержанность. Никто из опрошенных не огласил официально фамилии тех, кто не участвует в разработке законопроектов. «Это вообще не критерий оценки активности. Депутаты подведомственного мне комитета работают по трем направлениям. Если не пишут законы, значит, работают в регионе или с избирателями», – отметил председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров. Павел Крашенинников выделил в наиболее активную группу три комитета под председательством Владимира Плигина (по конституционному законодательству и государственному строительству), Андрея Исаева (по труду и социальной политике) и, без ложной скромности, свой (по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству).
Фракция «Справедливой России» подсчитала, что в среднем на каждого ее депутата приходится 7,6 законопроекта, в то время как у «Единой России» этот показатель составляет всего 2,7, у КПРФ – 2,8, у ЛДПР – 6. Среди самых активных депутатов руководитель фракции Николай Левичев отметил себя, а также Олега Михеева, Геннадия Гудкова и Антона Белякова. Максим Рохмистров, хоть и не назвал никого, но признался, что фракция ЛДПР борется с «отлынивающими от работы» депутатами: «В прошлом году вот мы исключили одного. Но наша воспитательная работа закончилась тем, что фракция просто лишилась одного голоса».
Однако, как подчеркнули практически все опрошенные народные избранники, количественный показатель законотворческой деятельности не является критерием их активности или, наоборот, пассивности. Главное – качество законодательной инициативы. Определить его сложно, но члены нижней палаты в качестве собственной работы, как правило, не сомневаются. «Вносимые «Единой Россией» законопроекты касаются вопросов, отражающихся на качестве жизни россиян», – заверил член комитета по образованию от фракции «ЕР» Сергей Неверов. Первый замруководителя фракции КПРФ Сергей Решульский отметил при этом один нюанс. «Качества сложно добиться, не проломив железобетонный барьер партии власти. Пока правительство «не созреет», «Единая Россия» не проголосует «за», – поделился депутат. Первый замруководителя фракции ЛДПР Максим Рохмистров тоже выделил проблему монополизации законотворческого процесса. «Что бы ты ни говорил, как бы ты ни рассуждал, все равно повлиять на ход голосования невозможно. Кстати, по этой причине некоторые оппозиционные депутаты не принимают активного участия в жизни Думы. Они не хотят быть статистами, сидящими и формально нажимающими на правильные кнопки», – рассказал он.
К тому же, по словам г-на Рохмистрова, объективной оценке качества мешают многочисленные случаи «перехвата законодательной инициативы», принимающие «характер тенденции». Иными словами, одни депутаты напрягают мозги, другие же лишь присваивают плод их интеллектуального труда.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин убежден, что подобное «заимствование поставлено уже на поток». «КПРФ и «Справедливой России» придется смириться с тем, что многие их инициативы единороссы заимствуют», – сказал он.
К тому же, отмечают народные избранники, не называя фамилий, многие их коллеги в законотворческом процессе участия не принимают, но как только документ оказывается на выходе, просят «подпишите и меня». А отказать коллегам, конечно, неудобно. Алексей Мухин назвал депутатов, таким способом подписывающих под законами авторство, «прилипалами». «Эта тенденция копирует милицейско-палочную систему учета. «Прилипалы» делают это для проформы и во имя унификации, чтобы получить в дальнейшем политические преференции», – сказал эксперт.
Так что и по качеству закона об эффективности депутатской работы судить сложно. Ведь не известно же, кто действительно над нужным и толковым документом трудился, а кто «вписался» в него в последний момент.