Нажиматели кнопок
Число прогулов, которые позволяют себе законодатели, вышло за разумные пределы

Страна должна знать законодателей, которые регулярно игнорируют заседания Совета Федерации и Госдумы. Совет Общественной палаты обещает представить первые результаты мониторинга посещаемости Федерального собрания депутатами и сенаторами. Списки держатся в строжайшем секрете, однако "Новым известиям" удалось узнать несколько фамилий злостных прогульщиков. Возможно, последуют даже оргвыводы. Во всяком случае, парламентарии обещают принять закон, позволяющий лишать мандата их коллег-призраков. Правда, есть опасность, что эта мера поможет избавиться от нелояльных власти народных избранников.
Ни для кого из избирателей не секрет: многие народные избранники своим присутствием парламент не балуют. Однако то, что случилось на прошлой неделе, когда принимался закон о полном запрете употребления алкоголя за рулем, выглядело подлинным фарсом, который благодаря репортажу одного из телеканалов увидела вся страна. В то время как на табло высвечивалось, что «за» проголосовали 449 депутатов, зал был практически пустой. В нем присутствовало, по данным журналистов, всего 88 народных избранников. Камеры зафиксировали пустые кресла и лихорадочно бегающих по залу и нажимающих на кнопки депутатов.
Некоторые народные избранники делают это виртуозно. Часто, особенно после обеденного перерыва, в зале остается около 100 членов нижней палаты. Оставшимся представителям народа, чтобы не сорвать принятие закона, приходится, высунув язык, носиться от кнопки к кнопке. По наблюдениям коллег, некоторым особо ловким парламентариям, удается за одну минуту, пока идет голосование, нажать сразу 10–15 кнопок. Иногда бывает, что в спешке такие спринтеры ошибаются и нажимают не ту кнопку. Тогда депутату, за которого неправильно проголосовали, приходиться потом лично обращаться в управление Госдумы, объясняя, что он «по ошибке нажал не ту кнопку».
Вопиющий случай, показанный по ТВ, заставил «Единую Россию» выступить с инициативой жестко наказывать депутатов за прогулы пленарных заседаний. Заметим, правда, что в Госдуме уже находится внесенный в апреле фракцией ЛДПР законопроект, предлагающий лишать депутатских полномочий за систематические прогулы и вычитать из зарплаты за пропуски заседаний палаты.
Первый заместитель секретаря президиума Генсовета «ЕР» Сергей Неверов заявил, что решение о включении действующих депутатов Госдумы в предвыборные списки в 2011 году будет приниматься, в том числе и с учетом такого параметра, как посещение пленарных заседаний. Единоросс признал, что «конечно, у депутатов могут быть плановые командировки и уважительные причины отсутствия, но они должны нести ответственность перед избирателями, которые делегировали их в Госдуму, и понимать, что игнорировать пленарные заседания без серьезных на то оснований недопустимо».
Кто войдет в список самых злостных прогульщиков, пока точно неизвестно – персоналии держатся в строжайшем секрете. Тем не менее удалось узнать фамилии трех «отличившихся» сенаторов – Сергея Пугачева, Сулеймана Керимова и Людмилы Нарусовой, которые пропустили почти все пленарные заседания в верхней палате. Из депутатов имеет все шансы попасть в «черный список» самый богатый, согласно поданным декларациям, человек на Охотном Ряду Леонид Симановский, другой фигурант списка «Форбс» Андрей Скоч, а также бизнесмены Александр Тягунов и Александр Бабаков. Их очень редко заметишь в коридорах на Охотном Ряду. Не радуют своим личным присутствием парламент и многочисленные спортсмены. Когда Алину Кабаеву или Светлану Хоркину спрашивают, почему их так редко видно в Думе, они скромно отвечают, что занимаются очень важными делами.
Определенную порцию смелости тем, кто решился бороться с нарушителями парламентской дисциплины, наверняка придала реакция президента. Проблема настолько обострилась, что недавно обеспокоенность депутатскими прогулами выразил Дмитрий Медведев. «Пусть ходят на заседания, а те, кто не ходят... Давайте изменим законодательство – пусть гуляют в другом месте», – подсказал он простой выход из ситуации. Однако за простотой всегда скрываются сложности. Правящая партия главными нарушителями считает представителей оппозиционных фракций. «Иногда в зале по одному коммунисту, представителю ЛДПР или «Справедливой России» сидят, – рассказал Сергей Неверов. – Сидят, чтобы забрать после завершения заседания карточки. В процентном отношении у них гораздо больше прогульщиков. У нас может человек 30 не прийти из 315, а у них из 30–40 приходит только один». Оппозиция же точно такие же обвинения выдвигает парламентскому большинству.
Депутат от КПРФ Вадим Соловьев утверждает: крайне редко, на Охотном Ряду появляются депутаты – представители крупного капитала, которые пришли в парламент подстраховать свой бизнес. А они в основном входят в состав «Единой России». «Конечно, иногда они приходят, например, когда Путин доклад представляет, – привел пример законодатель, – тогда вся Дума в сборе, включая больных и хромых». Большой интерес вызывает также у бизнесменов принятие законопроектов, затрагивающих их деловую жизнь, например, в сфере алкогольной или нефтяной промышленности. Но в оставшееся время они своим присутствием Охотный Ряд не балуют. Что касается КПРФ, то, по словам Вадима Соловьева, «если депутат отсутствует, то он, как правило, работает, по заданию руководителя фракции – у нас прогулы исключены, поскольку фракция маленькая». Плюс ко всему, отмечает он, «Зюганов лично следит за этим».
Как бы то ни было, но коммунисты против того, чтобы по закону прогульщиков можно было лишать мандата. Они считают, что подобным образом думское большинство пытается лишить их единственной возможности использовать во время избирательной кампании скромный депутатский ресурс. «Примут закон, что депутаты должны все время находиться в Думе и никуда не уезжать, и мы не сможем помочь своим коллегам в регионах, – опасается г-н Соловьев. – Единороссы же спокойно задействуют свой административный ресурс на местах».
К тому же, считает левая оппозиция, закон против прогульщиков качества законодательной работы не улучшит. Расстановка политических сил в парламенте сейчас такая, что «Единая Россия» может принимать решения без учета других фракций. «Наступает момент, когда понимаешь, что твое присутствие в зале не дает никакого результата, – отмечает Вадим Соловьев. – Тогда можно сосредоточиться лучше на принятии граждан, рассмотрении писем, поездках в регионы. Чтобы получить от депутатской деятельности какой-то положительный результат».
Независимых экспертов подобный «партийный» подход к депутатской деятельности по меньшей мере удивляет. Они отмечают, что пропускающие заседания депутаты нарушают закон «О статусе депутата Госдумы и члена СФ», где говорится, что «депутат принимает личное участие в заседаниях палаты». А думский регламент прописывает, что «каждый депутат имеет один голос» и что «соблюдение требования о необходимости личного голосования депутата как существенный элемент надлежащего порядка принятия федеральных законов является обязательным». В конце концов, партийные командировки и выполнение заданий руководства партийных фракций, получается, оплачиваются налогоплательщиками, которые содержат и народных избранников, и их аппарат. Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин в этом смысле категоричен. «Это их работа, а пропуски заседаний делают ее нелегитимной, – заявил он.
Наступление на прогульщиков Алексей Мухин связывает с тем, что сейчас все партии озаботились собственной дисциплиной, чтобы создать лояльные региональные отделения и повысить управляемость ими. Но это не вполне сочетается с представлениями некоторых парламентариев, которые пришли в Госдуму для решений своих конкретных бизнес-интересов или получения депутатской неприкосновенности. Тем не менее в то, что парламентарии решатся как-то себя ущемить, политолог не верит. Все, по его словам, скорее всего, закончится моральным внушением. «Может быть, пару заседаний такие депутаты появятся, посидят, позевают, но потом все вернется на круги своя», – отметил Мухин.
А вот руководитель Международного института политической экспертизы Евгений Минченко не думает, что посещение депутатом пленарных заседаний является в нынешних политических реалиях России критерием его эффективности. Ведь все равно большая часть ключевых решений принимается фракциями консолидировано еще до заседания. В таких условиях, предположил эксперт, скоро парламент вообще может перейти на процедуру электронного голосования.