Выживание крестиком
В кризис в Россию возвращается мода на рукоделие
В 80-е годы люди занимались домашними ремеслами из-за дефицита, в 90-е – от безденежья. В двухтысячные с началом экономического подъема о самостоятельно связанных свитерах, вышитых полотенцах или сколоченной из подручных материалов мебели стали забывать. Теперь, как выяснилось, рукоделие снова в моде. Все больше россиян сами шьют сумки и кошельки, мастерят кукол и бижутерию, расписывают кружки и даже варят мыло. Только работают современные мастера не по необходимости, а для развлечения. Что не мешает им хорошо зарабатывать – в Интернете существуют целые магазины товаров hand made.
Пресс-секретарь крупной компании Ирина Суркова вспоминает, как однажды пришла на работу с белой сумкой, вышитой алыми маками. «Скажите, это Вивьен Вествуд?» – спросила одна из коллег. «Где?» – не поняла Ирина. «Сумка, ваша сумка – это Вивьен Вествуд?» Коллега указывала на сумку, которую Ирина связала, сваляла и украсила сама. «Бежишь по кругу, что-то делаешь все время, а что – не видно. Результат есть, но руками его не потрогаешь. Раньше люди выращивали цветы, и это их спасало. А для меня мои сумки – как цветы. Как выход из круга», – рассказывает Ирина.
В Россию мода на изделия hand made пришла с Запада, поясняет одна из авторов сайта «для рукоделов» и по совместительству доцент кафедры прикладной математики и информатики Пензенского госуниверситета архитектуры и строительства Катерина Винничек: «Там рукоделие не является необходимостью, носит декоративный характер». Еще современное рукоделие гораздо более технологично. К услугам любителей домашних ремесел – специальные магазины инвентаря и материалов.
Множество пособий и мастер-классов размещено в Интернете, благодаря чему мастерство растет очень быстро. Многие мастера и мастерицы, достигнув профессионального уровня, продают свои изделия через блоги или специальные магазины hand made. Такие вещи продаются как «авторские», «от дизайнера» и стоят много дороже магазинных. Через Интернет распространяется и мода на определенные изделия и технологии. Например, как только на русский язык перевели книгу норвежского дизайнера Tone Finnanger, в России появилось множество его последователей, которые шьют кукол под общим названием «Тильды» и обмениваются в Интернете идеями и выкройками.
Индустрию рукоделия в России подстегнул кризис, комментирует координатор международной выставки «Формула рукоделия» Элина Федянцева: «Люди получили большой стресс в связи с утратой работы, уменьшением зарплаты, общей нестабильностью. Поделки своими руками стали лекарством от стресса, способом успокоить нервы». По ее словам, особенно популярным рукоделие стало среди банковских служащих и пиарщиков.
Рынок товаров для рукоделия за минувший год, по оценке Федянцевой, вырос более чем на 30%: только наборов для вышивания в России продается не меньше 50 тыс. в месяц. Помимо традиционных ремесел, таких как вязание и вышивание, в нашу страну пришли новые: пэчворк (сшивание лоскутных тканей), декупаж (вырезание и наклеивание декоративных изображений из различных материалов), мыловарение. «Раньше шили из обрезков, чтобы утилизировать остатки старья. Сейчас мастерицы по пэчворку покупают ткани в специализированных магазинах и шьют из клаптиков целые картины», – поясняет Федянцева. Подобная картина может стоить до 10 тыс. рублей. Хотя вначале придется серьезно потратиться – помимо тканей и лекал, приобрести специальную швейную машинку с функцией кроя.
Фаренгейт попутал
В канун Нового года Евгения Ярцева потеряла работу и теперь воплощает мечту детства – собственноручно делает украшения. «Бывает, примеряешь наряд – ни одни бусы, ни одни серьги не подходят. Мне всегда хотелось это исправить. Кроме того, теперь я все подарки делаю своими руками», – говорит Евгения. Сейчас она лепит серьги и колье из полимерной глины, очень похожей на пластилин. Разноцветные «колбаски» вначале укладываются в один большой рулет. Потом его режут, и на срезе появляются диковинные узоры.
На кухне у Евгении стоит паста-машина – с их помощью раньше хозяйки готовили домашнюю вермишель. А сейчас рукодельницы, изготавливающие украшения из полимерной глины, приспособили машины для раскатки глины. Это позволяет получить тонкий ровный пласт, а если смешать несколько разноцветных пластов полимерной глины и пропустить через валик, то цветовые разводы.
Евгения вспоминает, что первое украшение у нее не получилось – сожгла в духовке: «На этикетке глины написана температура запекания, но я ориентировалась по книжке. Книжка западная, температура дана по Фаренгейту. Обидно было. Но это меня не остановило». Евгения достает целую коробку уже готовых изделий, среди которых лиловые шарики-сережки с черными бантами – под фиолетовый корсет, серьги в форме яичниц – молодежный вариант, бусики в ромашку, ожерелья со звездами, серьги с изображением Эйфелевой башни и рядом – с изображением голубого щенка из мультфильма. «У меня пластинка была в детстве с этой сказкой, самая любимая», – улыбается мастерица.
Еще она улыбается, потому что на этой неделе получила через Интернет первый в жизни заказ. Пока – на 200 рублей за серьги. Но это означает, что Евгения – уже признанный дизайнер по керамическим украшениям. «Работа с глиной прекрасна тем, что можешь воплотить любую идею, все, чего душа пожелает. И при этом никогда не получится двух одинаковых изделий, как ни старайся – ты обречен на эксклюзив», – говорит Ярцева.
Установившихся цен на ручные изделия тоже пока нет, комментирует Элина Федянцева: «Схожие вещи продаются и за несколько десятков рублей, и за несколько тысяч». Сбивают цены те, кто хочет вернуть потраченные на материал деньги. Завышают те, кто на рукоделии пытается заработать. Скоро, по прогнозу Федянцевой, это будет получаться – рынок hand made в России развивается очень бурно.
Евгении Ярцевой пока до самоокупаемости далеко: на «базовый пакет» материалов она потратила 2,5 тыс. рублей. Впрочем, некоторым умельцам удается продавать украшения из полимерной глины за 3 тыс. рублей.
Все пьют, я – вяжу
«Я знаю, как собрать вокруг себя толпу людей», – хвастается Ирина Суркова. По ее словам, стоит лишь достать спицы, и вокруг тут же собираются и женщины, и мужчины: «Мужики смотрят на мелькание спиц затуманившимися глазами и вспоминают бабушкины теплющие носки. Один как-то рассказал, что у них в бригаде вахтовиков был мужик, который вязал, когда все пили. Домой все возвращались похмельные, а он – трезвый, и несколько пар носков вез».
Ирина свои сумки вначале вяжет, а затем валяет в стиральной машине. Эту технологию она придумала и отработала сама. При кажущейся простоте есть много ньюансов – важно, чтобы сумка «села» после стирки именно так, как нужно. Затем наступает самая творческая часть – украшение изделия. Алые маки, осенние листья, крупные бусины и пушистые нитки. Своему начальнику Ирина на день рождения подарила подушку, свалянную в форме чемоданчика. С ручкой – как положено. «Чтобы удобнее было спать в командировках и на заседаниях», – смеется Суркова.
Валяные сумки стоят сравнительно дорого – от трех до семи тысяч рублей. Затраты на их производство зависят от техники, которую использует автор. Расходы на нитки и фурнитуру обычно находятся в пределах 2 тыс. рублей.
Доцент-математик Катерина Винничек в свободное время шьет игрушки. К этому увлечению она пришла после того, как занялась ремонтом: «Я как раз ушла в отпуск и полностью посвятила себя обустройству квартиры. В поисках идей полистала журнальчики, книги. А потом заглянула в Интернет и увидела множество отличных идей. Мне так захотелось их осуществить! Каждый день я вставала пораньше и что-нибудь мастерила или шила». Екатерина говорит, что тот отпуск давно прошел, а увлечение осталось до сих пор. Но самое интересное, что «откуда-то взялось свободное время, которого раньше и в помине не было».
Однажды Катерина увидела в Интернете очень простую на вид, но оригинально сделанную куклу с длинными ручками-ножками, безо рта, но с выразительными черными глазками. Кукла называлась Тильда, и не сшить такую же теперь было невозможно. Затем в Катиной коллекции появилась вторая Тильда, и третья, а также Тильды-коты и Тильды-курочки… Она собрала и систематизировала материалы, которые появлялись в Интернете о Тильдах, и выложила подробный мастер-класс для начинающих с выкройками и пошаговым объяснением действий. Сейчас у Катерины появился свой собственный сайт и много новых подруг – виртуальных, но объединенных лихорадкой рукоделия. Среди них и опытные дизайнеры, и те, кто только осваивает шов «вперед иголкой». Куклы множатся, дарятся, продаются. Отправляются на Благотворительный базар в Москву ради помощи детям с онкологическими заболеваниями.
«Часто Тильду путают с примитивной игрушкой-оберегом», – рассказывает Катерина. – Но это не так. Тильда – интерьерная кукла. С ней, конечно, можно играть. Но лучше просто наслаждаться ее созерцанием, тихо попивая чай в гостиной...» Еще Катерина говорит, что готова продать или подарить всех своих кукол, кроме одной – девочки-тигрицы по имени Тигруля, «в сарафанчике, большая и мягкая».
Мыловаренная опера
В магазине для мыловаров собрано все, что нужно начинающему ремесленнику. Прозрачная мыльная основа, белая мыльная, пальмовое масло. А рядом – восточное масло ши. Целый ряд красителей, чуть ниже – запахи в виде отдушек и эфирных масел. Взрослые здесь приходят в такой же восторг, как дети в магазине игрушек. Также сгребают в сумку баночки, брусочки и формочки. На выходе из магазина – большая банка с надписью «Таблетки от жадности». Это для тех, кто готовит свое мыло на основе обычного детского, растопив его на водяной бане. В магазине призывают не экономить, а использовать профессиональное сырье.
Дома на кухне, расставив миски для плавки мыльной основы, травы, мед, голубую глину и эфирные масла, чувствуешь себя алхимиком из Средневековья. Сейчас ингредиенты будут смешаны, и получится уникальное, лично мною составленное мыло! В ход идет кофе, овсяные хлопья и даже чуть-чуть молока. И вспоминается дефицитная советская юность, когда маски для лица и для волос девушки также мешали на кухне из подручных средств. Вот только не было у них микроволновки для плавки мыльной основы и самой основы «made in England» тоже не было. Мыльный корень да настой из травок.
Два розовых сердечка с блестками и запахом английской розы, два сердца зелено-бирюзовых с неровными краями и травами внутри, два мыла со скрабом в виде паутины – детям и огромный кусок разноцветного, с запахом «свежескошенный луг». Работа закончена в три часа ночи. И я теперь – мыловар. Быть может, когда мои мыльца станут поровней и поизысканней – сфотографирую их и выложу в Интернете с надписью «Недорого». Чтобы было на что опять купить основу и масла и приготовить новую партию. Нынешняя в 20 кусков мыла обошлась в 1,6 тыс. рублей. В Интернете стограммовые кусочки мыла ручной работы продаются за 50–300 рублей.
САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ВИДЫ HAND MADE:
1. Мыловарение
2. Изготовление интерьерных игрушек (в том числе – Тильды)
3. Вязаные игрушки и бижутерия
4. Валяные сумки, косметички, кошелечки
5. Бижутерия из шерсти – валяная
6. Изготовление бижутерии, сувенирных магнитов и куколок из полимерной глины
7. Бижутерия из полудрагоценных камней
8. Бижутерия из проволоки и бисера
9. Вышивка – крестом, и не только. Подушки, полотенца
10. Самодельные дизайнерские открытки
11. Пэчворк (лоскутное шитье)
12. Роспись кружек
13. Вязание
14. Шитье
15. Самодельная мебель и предметы интерьера