Тарифная политика большого скачка
Правительство повышает цены на электроэнергию для промышленности, на очереди – население
Власти в очередной пытаются решить противоречивые задачи – удовлетворить тарифные запросы монополий и снизить ставки по кредитам. В пятницу глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина сообщила о том, что из-за аварии на Саяно-Шушенской ГЭС энерготарифы для промышленных потребителей в 2010 году будут увеличены не на 5%, а на 7,5%. Рост тарифов на энергию и газ явно подстегнет инфляцию и сделает задачу снижения кредитных ставок – о которой говорит правительство – нерешаемой. Вслед за промышленностью дополнительный рост тарифов может затронуть и население.
«Предельный рост тарифов на электроэнергетику для промышленных потребителей в 2010 году может составить 7,5% вместо планировавшихся ранее 5%», – сообщила глава Минэкономразвития в пятницу в рамках инвестфорума в Сочи. «Мы будем вносить предложение по энерготарифам в ближайшие день-два, – уточнила она. – Пока вилка 7–8%, даже ближе к 7,5%». Впрочем, она уточнила, что речь идет о регулируемом тарифе на электроэнергию для промышленности, а его дополнительное повышение вызвано аварией на Саяно-Шушенской ГЭС.
В тот же день премьер-министр Владимир Путин выразил надежду, что в ближайшие годы ставки по кредитам будут не выше 6% годовых. «Если мы подавим инфляцию, то ставки по кредитам будут складываться так: инфляция плюс ЦБ сверху добавит ставку рефинансирования, ну и коммерческие банки – 0,5%», – уточнил премьер, обратившись к главе Сбербанка Герману Грефу.
Свой ответ глава Сбербанка озвучил в субботу. «Задача по снижению кредитных ставок до 6% не может быть реализована в ближайшие несколько лет», – пояснил Греф. Он уточнил, что для снижения ставки до такого уровня должна быть макроэкономическая стабильность, низкая инфляция – не больше 1–2%, ставка рефинансирования должна быть не 10,5%, как сейчас, а 2%. Кроме того, по его мнению, нужно в полной мере обеспечить стабильность национальной валюты и исключить все девальвационные ожидания. Так что правительству, чтобы обеспечить все эти условия, работать придется еще очень долго.
Эксперты отмечают, что власти ставят перед собой заранее невыполнимые задачи. «С точки зрения вклада в инфляцию повышение тарифов естественных монополий – это самое неприятное, – полагает руководитель аналитического отдела ИК «Церих Инвестмент Кэпитал» Николай Подлевских. – Скачок этих тарифов снова будет основным вкладом в инфляцию 2010 года. Судя по всему, с этим власти уже смирились, хотя подсчет, насколько может вырасти инфляция, еще предстоит сделать».
В свою очередь, директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев отмечает, что власти попытались сделать так, «чтобы и овцы были целы, и волки сыты». «Что касается вклада в инфляцию тарифов, то здесь, с одной стороны, нет простой линейной зависимости, поскольку провоцируется не только рост цен по цепочке товаров, но и дополнительные инфляционные ожидания. В результате рост тарифов для промышленности обернется и ростом цен на товары и услуги и для населения». Напрямую рост на 2,5% тарифов для промпотребителей для инфляции окажется ничтожным, и прибавка к росту цен составит всего 0,2–0,3%. «Но это если считать линейно и не оценивать инфляционные ожидания, которые тоже имеют свою цену, – предупреждает Николаев. – Весьма тревожно, что власти не смогли сдержать рост тарифов на электроэнергию».
Весьма вероятно, что вслед за дополнительным подорожанием электроэнергии для предприятий аналогичное решение правительство примет и в отношении населения. Формально Минэкономразвития в своем прогнозе на 2010 год и объявляло всего 10-процентный рост тарифа для населения. Однако сделан этот прогноз с важной оговоркой: «В рамках социальной нормы потребления населением», которая пока установлена не везде. Так, в Нижегородской и Пензенской областях социальная норма потребления установлена на уровне в 50 кВт-ч на человека, в Самарской – 53 кВт-ч, в Республике Марий Эл – 45 кВт-ч в месяц.
«Вопрос повышения тарифов для населения можно решить путем пересмотра так называемых социальных норм, сверх которых цена на энергию может подорожать значительно больше. Такие меры уже практиковались», – отмечает Николаев.