Промышленность на дне
Валютные спекуляции обрушили промпроизводство
Как сообщил Росстат, по сравнению с январем 2008 года промышленное производство в прошлом месяце упало на 16% — такого обвала в России не было с 1994 года. Сильнее всего просели обрабатывающие отрасли, где производство снизилось на 24,1%. Падение провоцировал уход в валюту банков, предприятий и населения. Неожиданная глубина падения портит прогнозы по промпроизводству в 2009 году. Однако дна, по мнению экспертов, промышленность уже достигла.
Если до кризиса Россия опережала развитые страны по темпам промышленного роста, то теперь соревнуется с ними по темпам спада. Падение производства в Германии в декабре на 12% увлекло за собой европейские экономики: так, в январе спад производства зафиксирован в Испании (-19,6%) и Швеции (-18,4%). В целом по зоне евро объем промпроизводства в январе снизился на 12% по сравнению с январем прошлого года.
Российская статистика такого обвального падения промышленности, как в январе, не фиксировала с 1994 года. Сильнее всего пострадали обрабатывающие отрасли, которые просели на 24,1%. Добыча полезных ископаемых потеряла 3,6% выпуска, производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 7%. Сильно пострадали отрасли — локомотивы экономики. «Производство автомобилей упало на 80%, несмотря на меры по росту импортных пошлин на иномарки», — отмечает главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. Из-за спада в строительстве рухнуло производство стройматериалов: цемента — на 44,1%, стеновых блоков — на 51,7%, кирпича — на 42,7%. Рост наблюдался лишь в нескольких сегментах промышленности, в основном в пищевых. Так, мяса было произведено на 11,7% больше, чем в январе 2008 года. «Возможно, в этом сегменте началось импортозамещение», — предполагает ведущий эксперт Центра развития Валерий Миронов. По его мнению, рост выпуска муки на 3,3% и крупы на 15,8% отражает переход населения к более дешевым продуктам.
Эксперты полагают, что промышленность уже достигла дна. В январе наложилось несколько негативных факторов: из-за неопределенности на рынках сбыта предприятия выбрали тактику «лучше недопроизвести, чем перепроизвести» и зачастую просто подчищали свои складские запасы, рассказывает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников. «Производители не знают, сколько производить и по какой цене отпускать, трейдеры — по какой цене продавать», — добавляет главный эксперт компании «Маркетинг Союз» Борис Руда, говоря о ситуации в металлургии. К тому же плавная девальвация рубля привела к массовой скупке валюты населением, банками и самими предприятиями. В итоге у предприятий начала расти дебиторская задолженность, комментирует г-н Сальников, не говоря уже о том, что кредитные ресурсы до реального сектора не доходили.
По оценке Валерия Миронова, массовые валютные спекуляции снизили потребительский спрос, что добавило падению промышленности 4 процентных пункта. «В январе промышленность достигла дна», — считает Владимир Сальников. По его мнению, сейчас уходить в валюту компаниям уже нет смысла и на производственной деятельности они могут заработать больше, чем на валютном рынке. К тому же, по мнению экспертов, в ближайшие месяцы должен начаться процесс импортозамещения. Тем не менее более глубокое падение в январе, чем ожидалось, вынуждает экспертов пересматривать свои прогнозы по промышленности. По новой оценке Deutsche Bank, промпроизводство в России в этом году упадет на 5%. В Центре развития и ЦМАКП полагают, что падение может быть и больше.